Два памятника уходящей эпохи

Размещено Фев 21, 2014 в Свежие записи | 0 комментариев

Два памятника уходящей эпохи

В Саранске возле республиканского краеведческого музея имени И.Д. Воронина установлен памятник павшим героям продразверстки. На белом камне высечены такие слова: «Продразверстка проводилась по классовому признаку и всей своей тяжестью ложилась на кулацкую верхушку деревни, старавшуюся сорвать продразверстку и задушить революцию голодом». Рядом находятся и могилы продармейцев, погибших в селе Лада Ичалковского района.

Гражданская война разделила людей на красных и белых, на верующих в Бога и атеистов. Где зло, а где добро? Все смешалось в умах правителей того нелегкого времени. На православное Отечество были ниспосланы в невиданных прежде масштабах тяжелейшие испытания. Распад Российской империи, наследницы византийской культуры, перекроил не только политическую карту, но и человеческие души. Поменялась историческая система координат, в рамках которой не нашлось место Православию. А отчуждение людей от Бога приводило к нарастанию зла. Что-то в обществе оборвалось так неожиданно и бесповоротно. Старец Паисий Святогорец писал: «Делая добро, человек чувствует радость. Делая грех – страдает. Чем больше добра делает человек, тем больше он радуется, чем больше делает зла, тем сильнее страдает его душа. Чувствует ли радость вор? Какая там радость – ведь ее чувствует тот, кто делает добрые дела. Тут вон даже если найдешь что-нибудь на дороге и поднимешь, сказав себе, что это вещь твоя – и то сразу потеряешь покой. Нашедший не знает, кто потерял эту вещь, он никого не обидел и не ограбил, однако покоя все равно лишается. А что же говорить о воре! Даже когда человек просто что-то принимает от другого – он не чувствует той радости, которую испытывает, когда сам что-то дает. А уж какая там радость, если воровать и обижать самому! Поэтому посмотрите на тех, кто обижает и обманывает других: какие у них страшные лица, как уродливо они гримасничают!»

Подобное происходило и в деревнях, объятых пламенем революции. Хотя известно, что продразверстка – это изобретение не большевиков. Еще в годы Первой мировой войны крестьяне сдавали зерно. Уже тогда появились серьезные симптомы недовольства – разбойничьи отряды препятствовали движению товарных поездов, грабили баржи с хлебом, которые шли по Мариинской водной системе в Санкт-Петербург. Города оставались голодными и там кипели нешуточные политические страсти. Вдобавок масло в огонь подливали солдаты, возвращавшиеся с фронта. Они были заражены чумой революции. Продуктовые поставки постоянно срывались, агитация либералов и большевиков обостряла политический кризис. После февральской революции хлебная проблема перешла по наследству Временному правительству, что и стало одной из роковых причин раскручивания нового витка катастрофы. Большевики прекрасно понимали – хлеб всему голова. И если они не обеспечат центральные губернии продовольствием, то Гражданская война будет проиграна. Поэтому продотряды действовали жестоко – обрекали на голод не только зажиточных крестьян, но и отнимали последние крохи у бедняков. Ограбление церквей и раскулачивание шли по всем направлениям страны. В каждом селении орудовали красноармейцы, выполняя приказы свыше. То же самое происходило и в селе Лада Ичалковского района.

– В царские времена здесь проживало более трех с половиной тысяч человек. Село находилось на хорошем счету. Крепкие хозяйства развивались и кормили весь Саранский уезд. Конечно же, не из воздуха появлялся хлеб. Люди у нас были трудолюбивыми крестьянами, а не пьяницами и разбойниками с большой дороги. Поэтому все жили в достатке, – рассказывает местный краевед Владимир Николаевич Нарваткин. – Это сегодня наше село находится в большом запустении. Цифры говорят сами за себя – осталось всего лишь 500 жителей.

IMG_4851После свержения Царя началась новая история села. Земля была окроплена кровью. Продотряд, приехавший в Ладу из Наровчата, собрал актив села и наметил план подворного обхода крестьян. Не могли не знать вооруженные гости, что густонаселенная Ладская волость всегда отличалась своенравным характером. По словам Владимира Нарваткина, жители были обеспокоены и слухами о закрытии церкви в честь Казанской иконы Божией Матери.  Вообще в Ладе было два храма. Первый возвели еще в 1757 году, во времена царствования Елизаветы Петровны. Пятикупольная церковь с высокой колокольней и двумя приделами в честь святителя Николая Чудотворца и преподобного Александра Свирского считалась самым древним деревянным храмом в уезде. Но на исходе первой революции, 9 апреля 1906 года, православная святыня сгорела вместе с большей частью села. Бытует такая версия, что дети, искупав собаку в ледяной воде, решили ее обогреть и развели костер. От искры воспламенились дома с соломенными крышами, огонь перекинулся на церковь. Вместе с ней в пепел превратилась и библиотека – одна из старейших в Мордовии.

– Второй храм в честь Святой Живоначальной Троицы был построен в 1867 году стараниями помещика Л.А. Нарышкина. До тридцатых годов прошлого века там проходили службы, а потом организовали Дом культуры и пристроили кинобудку. В 60-х годах церковь тоже сгорела, – говорит Владимир Нарваткин.

И вот в 1918 году продотряд, возглавляемый комиссаром Семеновым, прибыл в село изымать хлебные излишки у крестьян. Все участники предстоящего обхода были расквартированы. Агитатор Анна Лусс поселилась у священника Александра Охотина. Ничего не предвещало трагической развязки. Говорят, что Анна Лусс находилась в хорошем настроении – из раскрытого окна дома лилась красивая фортепианная музыка.

Спозаранку, 16 ноября, все пошли на базар. Продармейцы тоже привезли свои запасы промышленных товаров. И в это время крестьяне учинили расправу над большевиками. Было убито 8 человек. Сын председателя волисполкома Григорий Бурмистров попытался успокоить разъяренных людей, но под натиском угроз отступил. Затем толпа пошла к дому священника и убила Анну Лусс.

А круговая порука среди крестьян только усложняла ситуацию. Никто не хотел остановить кровопролитие. Когда на железнодорожном переезде, в двух километрах от села, появился бронепоезд и красноармейцы собирались прямой наводкой обстрелять церковь, навстречу им вышел местный житель Бодягин. Он сумел убедить чекистов не разрушать храм. Потом начались обыски и аресты. Краевед Владимир Нарваткин разговаривал с очевидцем того кровавого события. Григорий Антонович Агапов был еще ребенком, когда вели на расстрел односельчан.

– Я спал и меня разбудил отец. Он сказал мне: «Вон их ведут», – вспоминал Григорий Антонович. – Шла вереница людей под конвоем. На горе выкопали яму и расстреляли 13 человек. Среди них чудом выжила монахиня. Известна ее фамилия – Сурудина. Матушку легко ранили, а потом по воле Божией она сумела выбраться из-под рыхлой земли и скрылась в соседнем селе Хилково. Там монахиня и прожила всю свою земную жизнь. Не посмели ее тронуть.

После расправы на месте захоронения кто-то из родственников убиенных установил поминальный крест, который постоянно обновлялся вплоть до конца 60-х годов. Сегодня на склоне горы вместо креста дикие заросли. Только вишни и сирени по весне расцветают, напоминая о возрождении жизни.

IMG_4849Григорий Антонович Агапов навсегда запомнил то раннее утро, как людей вели на расстрел. Может быть, это и повлияло на его дальнейшую судьбу. Он решил посвятить себя служению Богу. Сельчане говорят, что он проводил свою жизнь в непрестанных молитвах. Во время перестройки, когда разрешалось говорить вслух о Православии, на сельском сходе Григорий Антонович поднял вопрос о восстановлении церкви. И наконец два года назад в Ладе освятили новый храм в честь Казанской иконы Божией Матери.

А около памятника павшим героям продразверстки гуляют мамы с детьми, школьники играют в снежки, по дороге мчатся автомобили. Поток времени изменил свое направление и мало уже кто знает подробности тех противоречивых событий. Только старинное здание краеведческого музея напоминает прохожим о годах гонений на Русскую Православную Церковь. Начиная со второй половины 18 века жители нижней части Саранска ходили молиться в Трехсвятскую церковь. Ее стены – современники пугачевского бунта. В 1935 году атеисты снесли крест, храм отдали музею. Сотрудники учреждения культуры говорят: «Если бы мы не переехали в храм, то его постигла бы печальная участь, как это произошло с Владимирской церковью Петропавловского монастыря».

Беспощадной рукой уничтожали храмы. В стране все приходило в духовное запустение, потому что люди стали поклоняться идолам. Не зря преподобный Оптинский старец Амвросий сравнивал человеческую душу с неухоженным огородом.

– Огородник весною сперва совершенно очищает землю от всякой дурной травы, потом уже в чистую землю сажает растения; но дурная трава опять проникает, и огородник должен почти целое лето осторожно пропалывать и очищать растения от дурной травы несколько раз, пока укрепятся совершенно огородные растения, – говорил батюшка. – Тело наше создано из той же земли, и сколько человек ни старается очищать себя от страстей, страсти опять проникают, как дурная трава. Опять обратимся к огороду, который если плохо огражден, то козы и свиньи повреждают растение. А птицы могут летать и чрез ограду. Огородник должен за всем этим следить и сохранять растение. А христианин должен сохранять плоды духовные от мысленных птиц, которые преобразуются иногда и в других животных. Праотцу нашему сказано: «в поте лица твоего снеси хлеб твой, дондеже возвратшиися в землю, от неяже взят ecи» (Быт. 3, 19).

Вот и получается, что пустив в огород все дурное, страна не сохранила духовные плоды предков. Об этом свидетельствуют два памятника уходящей эпохи, но Господь всегда ждет своих чад, как отец блудного сына.

Авель Комбаев

IMG_4849
IMG_4851
IMG_4852
IMG_4858

Оставить ответ

Перейти к верхней панели