Безмолвные свидетели былого

Размещено Июл 31, 2014 в Другие новости, Избранное, Новости Храма, Свежие записи | 0 комментариев

Безмолвные свидетели былого
История России напоминает роковую драму с неизвестным будущим. Наше Отечество всегда испытывает на себе такие крутые повороты судьбы, что порой удивляешься: как мог выжить народ в кровопролитных войнах? Ведь не было ни одного десятилетия, чтобы мы не находились на грани исчезновения. По краю пропасти ходим и надеемся на Божию помощь.
Известный мыслитель и священник Сергей Булгаков отметил характерную черту русского человека:
«Русское воинство держалось двумя силами: железной дисциплиной, без которой не может существовать ни одна армия, да верой. Верой, которая давала ему возможность воевать не за страх, а за совесть. Содержание солдатской веры известно в трех словах: за Веру, Царя и Отечество. Но все эти три символа нераздельно были для него связаны: вера Православная, Царь Православный, Отечество тоже Православное». Так было и в Первую мировой войну, которая внезапно постучалась в каждый дом. Но помним ли мы события столетней давности? Казалось, прошло немного времени и мы должны еще помнить имена отважных героев той Великой войны. К сожалению, это не так. Большевики заклеймили позором блестящие победы русского оружия. Тогда было не принято говорить об участниках жестоких сражений — они якобы защищали прогнившее самодержавие. И попытки вытравить память о войне увенчались успехом. Сегодня молодежь не знает о своих предках, воевавших в годы Первой мировой. Даже когда приходишь на выставки, приуроченные к памятной дате, никто не может толком подробно рассказать о судьбах русских воинов. Одни фотографии да скудные сообщения.
Понятно, почему большевики искажали факты. Народ, лишенный своей истории, не может жить долго.  А наши предки — трудолюбивые землепашцы, они были привязаны и телом, и душой к православным традициям. Было что им защищать до самой смерти. Но как ни странно, в современной русской историографии до сих пор не существует полноценной картины, повествующей о роли Православной Церкви в годы Первой мировой войны. Только еще представители духовенства могут что-то интересное рассказать, потому что семейные традиции в мирской жизни практически утрачены. Многие из нас являются Иванами, не помнящими родства своего. Святая Церковь всегда стремится увековечить память своих духовных чад. К примеру, вплоть до Октябрьской революции в храмах при военных училищах на мраморных досках высекали имена убитых на войне воспитанников. Читаешь имена и молишься: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих…» Но теперь обычаи Российской империи забыты и задача современного поколения заключается в возрождении православного образа жизни на земле, которую пахали наши великие предки. В годы Первой мировой войны духовенство помогало одерживать победы. Солдаты верили в Бога и неправда, когда советские историки писали, что народ устал жить при царском деспотизме. Хотя и ведущие поэты Российской империи — поклонники либеральных идей — в своих многочисленных произведениях тоже писали:
В те годы дальние, глухие,
В сердцах царили сон и мгла:
Победоносцев над Россией
Простёр совиные крыла,
И не было ни дня, ни ночи
А только — тень огромных крыл;
Он дивным кругом очертил
Россию, заглянув ей в очи
Стеклянным взором колдуна.
Но реальная картина складывается не по стихам, а по делам. Наши предки умели и защищать Родину, и воспитывать детей, и верить в Бога, несмотря ни на какие исторические обстоятельства. Например, мой прадед Феодор Дмитриевич Чурочкин, проживший 90 лет и воспитавший пятерых сыновей, прошел всю Германскую войну. И при большевиках продолжал верить в Бога. По утрам и каждый вечер он вставал на колени перед иконой Николая Чудотворца и молился. Кстати, за это его никто не преследовал. Нельзя было сломить православного человека даже в годину лихих испытаний.
Много уроженцев мордовского края полегло на полях сражений в Первую мировую войну. Есть и те, кто впоследствии прославил своими военными подвигами уже Советскую Россию. Иван Васильевич Болдин, Максим Алексеевич Пуркаев и многие другие являются «выходцами» из Первой мировой войны.
В Саранске в Мемориальном музее военного и трудового подвига 1941—1945 годов открылась выставка, приуроченная к памятной дате. На ней можно увидеть фотографии участников войны. Их лица, их судьбы — в этих небольших фотографиях отражена судьба России. Они — безмолвные свидетели былого.
Заместитель директора музея по научной работе Валентина Михайловна Ковшова объездила всю республику в поиске исторической информации. Вот, например, интересна судьба Игнатия Семеновича Стрельчёнка. IMG_8258Он воевал в составе 180-го Виндавского полка, затем вернулся в чине прапорщика в Саранск и был арестован большевиками. Просидев несколько дней в городской тюрьме, Игнатий поменял фамилию и вступил в ряды чекистов. А его сын — Владимир Стрельченко — в годы Великой Отечественной войны стал Героем Советского Союза.
В переломную эпоху люди метались и не знали куда деться: рушилась цивилизация. Именно духовенство вместе со своими чадами, невзирая на все невзгоды, осталось до конца верным своему долгу. И здесь на память приходят слова, написанные юным князем Олегом Константиновичем перед окончанием Лицея: «Мне вспоминается крест, который мне подарили на совершеннолетие. Да, моя жизнь — не удовольствие, не развлечение, а крест». 
князь Олег Константинович
 И нес он свой крест до конца. Осенью 1914 года молодой князь погиб, сражаясь за свое Отечество. Он не мог предвидеть, что его родственники будут жестоко убиты большевиками. Первая мировая война  не предвещала гибель Российской империи…
Авель Комбаев

This slideshow requires JavaScript.

Оставить ответ

Перейти к верхней панели