Страстные дни

Размещено Апр 9, 2015 в Новости Храма, Свежие записи | 0 комментариев

Страстные дни

Тайная Вечеря всегда готовит нас к последнему испытанию в земной жизни: сможем ли мы, как Христос, проявить смирение и любовь по отношению к другим людям? Спаситель «встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан» (Ин.13,4-5). Зачем Он это сделал? Так требовал иудейский обычай перед совершением пасхальной трапезы. Господь пришел в Иерусалим со Своими учениками, чтобы отпраздновать ветхозаветную Пасху. Но обычай умывать ноги  был исполнен Христом не только ради соблюдения заветов предков. Таким образом смиренный Сын Божий преподнес  Своим ученикам урок любви к ближним. Христос  сказал: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13, 34-35).

Умовение ног апостолов. Нач. XIV в, фреска монастыря Ватопед, Афон

Умовение ног апостолов. Нач. XIV в, фреска монастыря Ватопед, Афон

Ученики пока не догадывались о предстоящей великой трагедии на Голгофе, которая случится со Спасителем, и они не понимали многие слова, произнесенные во время Тайной Вечери Учителем. Они даже не заподозрили, что Иуда предаст  их всех и сразу же после Причастия, совершенного впервые на земле,  приведет в Гефсиманский сад римских воинов со стражниками Синедриона для ареста Христа.  А пока на Тайной Вечери ученики задавали вопросы, и Спаситель, как обычно, рассказывал им об Отце Своем, о Духе истины и о мире, в котором останутся жить люди уже с Новым Заветом.  «Вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мною. Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16,32-33). Христос заранее знал, что Он победил мир греха и зла. Отдавая Себя на распятие, Он подарил людям вечную жизнь с Богом. Накануне крестных страданий, на Тайной Вечери в Сионской горнице,  Господь дал заповедь совершать Таинство Евхаристии, в котором человек соединяется со Христом, приобщается к Божественной любви, насыщающей своей живительной благодатью тварный и духовный мир вселенского бытия. «Сие творите в Моё воспоминание», — сказал Господь.

Тайная вечеря. Фреска 1312 г. Кафоликон Ватопедского монастыря. Афон

Тайная вечеря. Фреска 1312 г. Кафоликон Ватопедского монастыря. Афон

Вечеря называется Тайной не потому, что Христос со Своими учениками скрывался от иудеев или собирался сказать что-то тайное только для избранных людей. Ведь до этого Он открыто исцелял немощных, вошел в Иерусалим и учил народ. Тайна заключается в том, что на землю приходил Господь и возвел грешных людей к  Богу, отдав Тело и Кровь Свою за наше спасение. Тайная Вечеря показала, что человек на самом деле не знает кто он: Иуда-предатель или, например, апостол Петр, который думал, что пойдет за Спасителем до конца, но троекратно отрекся  от своего Учителя, или апостол Марк, который  последовал за арестованным Спасителем, но все-таки вынужден был убежать от стражи? В Гефсиманском саду Христос просит учеников, чтобы они молились, но они уснули. «Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы все еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников; встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня» (Мф.26, 45-46).  Перед Причастием священник читает молитву, и там есть такие слова: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими, не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда». Во время Евхаристии мы получаем тайну нашего спасения, и главное – не оказаться предателем Христа, иначе мы погибнем. А любовь, про которую говорил Христос в Сионской горнице, и есть явная тайна пути спасения человеческой души.

Тайная вечеря. Симон Ушаков.1685 год.

Тайная вечеря. Симон Ушаков.1685 год.

 

В Великий Четверг в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», как и по всей России,  прошла Божественная  литургия, на которую собралось большое количество верующих. Кто-то отпросился с работы, кто-то не пошел в школу и институт – все православные в храме, чтобы принять Святые Дары от Христа. Тайная Вечеря не знает временных и пространственных границ. Словно две тысячи лет назад, сегодня мы находимся рядом со Спасителем. А Он говорит, подавая хлеб Своим ученикам: «Сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лк.22, 19-20).

Священник  выходит с Чашей на амвон причащать верующих. Событие Тайной Вечери должно сопровождать нас всю земную жизнь, душа наша должна быть соучастницей крестных страданий Христа. Вечером, в канун пятницы Страстной седмицы, люди придут снова в храм, чтобы с зажжёнными свечами в руках вспомнить страдания и  смерть на Голгофе Сына Божия. Будут читаться 12 Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа .

Поцелуй Иуды. Пещерная церковь, Каппадокия. XI в.

Поцелуй Иуды. Пещерная церковь, Каппадокия. XI в.

Когда осудили Единородного Сына Божия на позорную смерть, Он знал, что придется терпеть лютые и невыразимые человеческим языком страдания. Господь, оставленный и поруганный людьми, которым Он сделал столько много добра, пережил страшные часы. Он терпел издевательства и плевки, Он испытал всю тяжесть Креста«А около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф.27,46). Этот вопль был четвертым словом Спасителя на Кресте. И люди, находившиеся рядом с Голгофой, не понимали, что говорит Христос. Они были глухи. «Некоторые из стоявших там, слышавши это, говорили: Илию зовет Он…. А другие говорили: постой; посмотрим, придет ли Илия спасти Его» (Мф.27, 47-49). Вот так и мы можем оставаться глухими к словам Спасителя, не верить в Его любовь к людям, отчего мы становимся страшными грешниками. Циничное отношение к страданиям Господа – это гибель человечества, это Апокалипсис. Поэтому муки страданий Христовых для нас должны стать собственными муками. «Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет» (Мф.16,24).

 

Христос перед Пилатом. Фреска работы Феофана Критского, монастырь Ставроникита, Афон

Христос перед Пилатом. Фреска работы Феофана Критского, монастырь Ставроникита, Афон

Господь шествует на страдания. Фреска монастыря Ставроникита, Афон

Господь шествует на страдания. Фреска монастыря Ставроникита, Афон

Распятие. Фреска церкви св.Николая в Прилепе, Македония. XII-XIII в.

Распятие. Фреска церкви св.Николая в Прилепе, Македония. XII-XIII в.

Идти по следам жизни Спасителя – вот истинная цель существования рода человеческого. Именно тогда молитва кающегося разбойника будет услышана. «И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк.23,43).  Страдания  Господни на Голгофе озарили весь мир Божественным светом, ибо Спаситель победил смерть и даровал людям вечную жизнь. После последних слов, произнесенных Сыном Божиим на Кресте, потряслась вся земля и распались камни. Вселенная услышала своего Владыку: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (Лк.23,46).

 

Авель Комбаев

 

Оставить ответ

Перейти к верхней панели