Если человек тонет, то не протягивай ему руку, протяни посох!

Размещено Июл 19, 2015 в Новости Храма, Свежие записи | 0 комментариев

Если человек тонет, то не протягивай ему руку, протяни посох!
19 июля, в день празднования Собора Радонежских святых, настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерей Андрей Копейкин совершил Божественную литургию, по окончании которой обратился к верующим людям с пастырским словом. 
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
            Дорогие братья и сестры, сегодня мы услышали евангельское повествование об угождении ближнему. Господь говорит о том, что надо быть очень внимательным и осторожным в данном деле, потому что, проявляя такую христианскую добродетель, мы можем впасть в серьезные грехи. Ведь угождать человеку можно по-разному. Когда ты угождаешь  и помогаешь человеку во спасение, тогда это одно дело, а когда ты угождаешь ему в чем-то мирском, то можешь и сам попасть в искушение. Например, человек, который любит поговорить и пытается исправить свой недостаток, переводит исправление иногда в свою угоду. Он якобы угождает ближнему, общаясь с ним, но получается, что угождает себе, прикрываясь вроде бы благим намерением. Или, например, человек, который любит покушать, приглашает близких, чтобы их накормить, посидеть вместе за трапезой, но за одно и самому поесть. Да, во многих житейских ситуациях получается именно так. Встречаются и такие серьезные проблемы, когда, например, неопытные, но пытающиеся стать благочестивыми верующими христианами, женщины начинают лечить какого-нибудь мужчину от греха пьянства. В  результате получается совсем обратный эффект, потому что крепости духа не хватает. Порой дело доходит даже до того, что эта женщина сама впадает в искушение: смотришь, она уже выпивает вместе с мужчиной. Хотя человек изначально благими намерениями руководствовался. В итоге женщина и сама потеряла веру, и ближнего не спасла. Вот почему с такими вещами надо быть очень осторожными. Всегда вспоминайте слова афонских старцев: «Если человек тонет, то не протягивай ему руку, протяни посох!» Если у человека есть твердое намерение спастись, то он дотянется до этого посоха и ты сможешь его вытянуть. А если человек отчаялся и если ты ему протянешь руку, то он, схватившись за твою руку, может и тебя утянуть под воду. В словах афонских старцев заложен очень глубокий духовный смысл. Не зря говорят: «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих».  Я сейчас вам, дорогие братья и сестры, раскрою смысл этих слов. Допустим, человек ходит в храм, причащается Святых Христовых Таин, соблюдает Таинство Исповеди, посты, и кто-то рядом просит его о помощи: «Научи меня так же молиться, верить в Бога». Пожалуйста, смотри на меня и делай, как я. Хочешь научиться молиться? Возьми молитвослов. Вот так мы указываем путь ко спасению. А если мы будем приходить к ближнему и говорить: «Давай сейчас вместе молиться, или соберемся и вместе, чтобы не было скучно, пойдем в храм», тогда к чему это приведет? Человек, может быть, еще не созрел  для такого спасения. Он начинает предлагать посмотреть телевизор, пообщаться. И в ту же угоду, для того чтобы спасти своего знакомого или знакомую, верующий идет на поводу, остается поговорить и тоже впадает в искушение — перестает ходить храм. Еще неизвестно, кто кого спасает и губит. Поэтому на пути спасения мы всегда должны идти самостоятельно, осознанно. И по этим путям спасения мы не должны вести людей, мы должны просто показать, например, куда идти. Возьмем в качестве примера Таинство Крещения. Мы знаем, что нельзя человека  считать рожденным перед Богом, если он не прошел это Таинство, но Крещение вовсе не является путем спасения: человека всего лишь ставят на этот путь. Пойдет ли он дальше по указанному направлению, зависит только от него. И священник, который был участником Таинства  Крещения, свидетелем рождения человека для Бога, не схватит за руку и не поведет по этому пути дальше. Будет ли крещеный человек ходить в храм, исповедоваться и причащаться, читать молитвы и Евангелие — все это полностью зависит от него и крестного, а не от батюшки. Батюшка указывает и корректирует данное направление, когда человек приходит на исповедь, где он получает духовные советы о том, как правильно двигаться по личному пути спасения. Поэтому угода ближнему бывает разной, и мы должны быть очень внимательны. С одной стороны, мы должны помогать своим близким и родным, но, с другой стороны, всегда оглядываться и помнить: будет ли это угождение во спасение или во вред. Опять-таки приведу такой пример. Рано утром родители спят, бабушка собирается в храм, а ей говорят, чтобы она взяла с собой внучку, пусть ребенок причастится. Бабушка, которой за семьдесят или восемьдесят лет, несет на руках внучку в храм, чтобы угодить родителям. Спаси, Господи, эту бабушку. А родители спаслись? Что они для этого сделали? Вот если бы бабушка сказала им: «Нет, лучше пойдемте вместе в храм. Я и внучке, и вам все расскажу, как надо правильно креститься, свечку ставить, к батюшке подойти», тогда бы вся семья была спасена. А когда внучке исполнится двенадцать лет, смотришь, она копирует поведение родителей и тоже хочет поспать, перестает ходить в храм. Вот вам и вся угода ближним!
      Дорогие братья и сестры, всегда будьте осмотрительны, потому что ваши близкие и родные имеют право на спасение и мы ни в коем случае не имеем права своими необдуманными поступками лишать их этого спасения.
   Я еще раз поздравляю всех вас с сегодняшним воскресным днем. Желаю вам Ангела Хранителя. Пусть Матерь Божия покрывает вас и ваших близких святым Своим омофором. Аминь.
Авель Комбаев

Оставить ответ

Перейти к верхней панели