Троицкая родительская суббота

Размещено Июн 12, 2011 в Свежие записи | 0 комментариев

Троицкая родительская суббота

11 июня в день Троицкой родительской субботы во всех православных храмах совершались заупокойные литургии.

В этот день, представляющий собой последний день Церкви Ветхозаветной перед раскрытием во всей силе царства Христова в День Пятидесятницы, Православная Церковь молится о всех усопших отцах и братиях.

В самый же праздничный день возносит о них, в одной из молитв, воздыхание ко Господу: «Упокой, Господи, души рабов Твоих, прежде усопших отец и братий наших, и прочих сродников по плоти, и всех своих в вере, о них же и память творим ныне».

В родительские дни мы всегда видим множество людей, идущих на кладбища, чтобы почтить память своих усопших родственников, прибрать на могилках.

Но при этом мало кто вспомнит, что гораздо важнее в этот особенный день прийти в храм Божий на Божественную литургию, подать записку с именами усопших и помолиться о их упокоении, поставить свечку.

Каждую субботу в 12 часов в часовне рядом с ближним Ключарёвским кладбищем иереем Николаем Брындиным служится панихида – двери часовни распахнуты и спешащие на кладбище люди слышат возносимые молитвы о упокоении усопших, видят пламя свечей. Но как горько от того, что редко кто хотя бы на минутку заглянет помянуть своих родственников, зажечь свечу – все проходят мимо.

И как страшно подобное зрелище в такие особенно важные для усопших дни, как родительские субботы: толпы людей идут на кладбище, минуя стоящую рядом часовню.

В разговорах потом мы слышим «ну вот, навестили могилки, помянули своих» – при этом люди и знать не знают, что «поминовение» означает молитвенную память о человеке, молитву о нем, а уж никак не праздные разговоры у могильной ограды или, что ещё хуже, алкогольные возлияния. Проходя же мимо храма, горюющие о почивших, как ни странно, категорически не желают посетить именно то место, где можно непосредственно помочь душе усопшего.

Печально наблюдать за тем, что вся любовь к покойному выражается обычно в покупке искусственных цветов ядовитой расцветки и превращению могилы при помощи всех этих веночков-цветочков и дорогих памятников чуть ли не в саркофаг.

Кстати, искусственные цветы – это тоже не совсем нормальное явление для современного общества, это попытка упростить свой долг по отношению к усопшему – «дёшево, надолго хватит».

Когда мы приходим в храм Божий, например, к празднику, мы приносим живые цветы, проявляя нормальное религиозное чувство. Живые цветы, а не искусственные, принесенные в праздник к иконе, являются благим душевным порывом.

Люди тратят огромные средства на горы искусственных венков, в которых могилы буквально утопают. Но при этом рядом на кладбищах сидят нищие, мимо которых проезжают и не останавливаются машины с дорогими венками…

Но ведь Господа не поразишь богатым убранством могил, да и усопшему от вычурного памятника пользы никакой. А вот жертвенность и любовь к нуждающимся в них людям, благие поступки действительно могут найти отклик и помочь душе покойного.

Раньше здесь на земле мы беседовали с этим человеком и молились за него, но никто не мешает нам продолжать реализовывать свою любовь к этому человеку во многих поступках нашей жизни, таких как молитва (прежде всего!) и дела милосердия. Святые Отцы говорят: «Милостыня и дела, в память усопших совершаемые, приносят усопшим великое утешение». Все это необходимые свидетельства нашей памяти об усопших, деятельной памяти, истинной памяти.

Когда же человек просто приходит на кладбище и замыкается в одном лишь уходе за могилкой и собеседовании (причем, как правило, в надуманном и не имеющим под собой святоотеческого корня), он мучает себя, проливает много-много слез и уже не может пребывать в состоянии спокойствия и светлой печали.

Если мы хотим помянуть человека по церковным правилам, необходимо в этот день зайти в храм Божий и батюшку на могилу пригласить для того, чтобы помолиться более усердно о душе усопшего. Если батюшки нет рядом, нужно просто взять молитвослов, где напечатан чин Литии, совершаемой мирянином и от всей души помолиться. Когда же нет возможности посетить могилу, можно Литию и кафизму Псалтири об усопшем прочесть дома. Все это будет служить огромным утешением для родственников и для усопшего.

 

Использованы материалы с сайта: http://memoriam.ru/main/ritual?id=19

Оставить ответ

Перейти к верхней панели