Мясопустная Неделя посвящена преднапоминанию о последнем Страшном суде Христовом. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви – сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.
Не всем судил Бог одинаково отойти от земной жизни. Различные обстоятельства сопровождают смерть человека. Не всем удается умереть дома, покойно, среди семейства, друзей, с напутствием священника, с причащением Тела и Крови Христовых.
Сколько непредвиденных, внезапных смертей похищает людей! Сколько утонуло в море, сколько сгорело в огне, сколько пропало совершенно неизвестно где, заблудившись в лесах, горах, пустынях, сколько людей сделалось жертвою голода, холода, хищных зверей!
А эпидемии, войны, злые люди сколько похищают людей с лица земного!
У всех ли таких умерших остается на земле кто-либо, чтобы мог молиться о них? И, наконец, все ли из оставшихся знают важность молитвы для умерших, да притом и все ли имеют одинаковые средства помогать умершим?
Вот причины, которые понудили святых отцов, на основании предания святых апостолов, молиться за умерших, кроме каждонедельной субботы, посвященной памяти всех святых и усопших, и в другие дни в году, назначенные единственно для соборной молитвы за всех умерших, не чуждых веры во Христа.
Первый из таких родительских вселенских дней есть мясопустная суббота. Почему же именно для этого избрана сия суббота, а не другой какой-либо день недели?
Ответ на это находим, во-первых, в значении сего дня, дня покоя и, во-вторых, в значении дня, последующего субботе, то есть в воскресном дне мясопустной недели, в который Святая Церковь совершает воспоминание Второго пришествия Христова и Страшного суда; а как живые имеют нужду на Страшном суде в милости Божией, то и предваряют сей суд своею милостию к умершим.
Вместе с тем, чтобы показать, что мы все находимся в теснейшем союзе любви со всеми членами Царства Христова, со святыми и с умершими несовершенными, и со всеми еще пребывающими на земле пребываем в союзе любви, без которой невозможно спасение, невозможен и предлежащий подвиг поста живых.
В сей день, как в последний день мира, Церковь приглашает своих членов на общую молитву о всех умерших в вере, от Адама до сего дня, и каждый из присутствующих молится не только о своих родных и близких сердцу, но и о всех вообще христианах, в истинной вере скончавшихся. Вот причина и цель установления сего родительского вселенского дня, сей субботы последней недели перед сырною (масляною) неделею, или просто мясопустною неделею, в которую уже возбранено употреблять в пищу мясо.
Архимандрит Кирилл (Павлов) говорит в проповеди:
Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20, 38), – сказал Христос Спаситель неверовавшим в воскресение мертвых саддукеям.
На основании этой истины Церковь всегда, начиная со времен Ветхозаветных, а особенно в Новозаветное время – время Апостольское, совершала и продолжает совершать поминовение и творить молитвы по усопшим единоверным своим братиям.
К молитве за усопших побуждает нас христианская любовь, которая соединяет нас взаимно во Иисусе Христе во единое братство. Усопшие единоверцы – наши ближние, которых Бог приказывает нам любить, как самих себя. Ибо Бог не сказал: любите ближних, пока они живут на земле. Стало быть, Господь не ограничивает любовь к ближним границами земного бытия, а простирает ее и в вечный загробный мир.
Но чем, как не поминовением, чем, как не молитвою, мы можем доказать свою любовь к перешедшим в жизнь загробную?
Каждому из нас желательно, чтобы по отшестии нашем из сей жизни наши ближние нас не забывали и молились о нас. Чтобы это исполнилось, надобно и нам поминать усопших.
Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить (Мф. 7, 2), – говорит Спаситель. Поэтому тех, кто поминает усопших, помянет Господь, помянут и люди по отхождении их из сего мира.
Велико утешение и велика награда тому, кто ближнего спасает от временного несчастия, но гораздо большая награда и большее утешение ожидает того, кто своими молитвами поможет усопшему ближнему получить прощение грехов и перейти из мрачных адских темниц в светлые блаженные обители.
Побуждая своих членов быть готовыми ко Страшному Суду, Святая Церковь просит нас помолиться Праведному Судии об усопших наших сродниках, да простятся им все согрешения и да очистится пред ними путь перехода из мрачного подземелья в светлые обители Отца Небесного.
Вознесем же, дорогие братия и сестры, молитву ко Христу Богу и от всего сердца возовем: Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Аминь.