Село Кочкурово встретило меня мокрым снегом и тишиной. Места здесь живописные – мохнатые деревья на пригорках охраняют спокойствие здешних лесов, а родники и небольшие речушки несут свои холодные, прозрачные воды в Суру. И все те же размашистые сосны и вековые дубы отпугивают непрошеного гостя. Сказочное место. Когда-то здесь стояла каменная церковь Рождества Христова. Всем селом ее возводили – по кирпичику с молитвой. Потом каждый день старинный колокол возвещал о начале службы.
Вечерний звон!
Как много дум
Наводит он…
А еще колокольный звон являлся неотъемлемой частью русской души, он определял весь ход сельской жизни. Радости и скорби, тяжелые раздумья о трагической судьбе страны – все было связано с Церковью и колокольным звоном. В тридцатые годы храм Рождества Христова в Кочкурове разрушили. И почти семьдесят лет люди жили без Бога. К чему привел атеизм, говорить не нужно и так все налицо. Для чего дается нам земная жизнь? Этот вопрос тревожил и продолжает тревожить людей. Но одно дело – сомневаться, а другое – исправляться внутренне. Нужно начинать с себя, а не с внешнего переустройства жизни. Люди, живущие не по Божиим заповедям, не смогут изменить мир к лучшему, и все останется на прежних местах. Душа, обремененная грехами, уводит в сторону от праведного пути, потом настает страшное запустение и человек истлевает вместе с грехами. Если он не желает спастись и покаяться, отрекается от Бога, то он уже не способен обрести подлинный смысл жизни и, находясь в темной пустоте со своими пороками и страстями, создает вокруг себя иллюзорный мир ложного света. Мы порой не думаем, с чем предстанем на Божий суд. Поэтому так важно спросить друг друга – во что мы верим? Совсем недавно люди поклонялись идолам, разрушая храмы, оскверняя православные святыни, убивая верующих, и им казалось, что вот-вот настанет царство справедливости и радостной жизни: в деревнях процветали колхозы, строились новые города, то есть общественный строй пульсировал. Это напоминало возведение до небес Вавилонской башни. Люди посчитали, что они выше Бога и в их силах быть хозяевами мира, устанавливая свои законы. А когда Господь разрушил Вавилонскую башню, все они разбежались. Именно так произошло и в эпоху безбожников. Вдруг в одночасье рухнула гигантская конструкция – идолы были осмеяны, деревни стали вымирать, а дороги к ним заброшены. Но стараниями благочинного Кочкуровского района протоиерея Геннадия Охотникова церковь Рождества Христова была восстановлена.
– Раньше на этом месте располагалось подворье Иоанно-Богословского монастыря. Когда я с матушкой Светланой приехал сюда в начале двухтысячных, помещение не отапливалось, под ногами гнилые доски шатались и бегали крысы, – вспоминает батюшка. – А потом постепенно с Божией молитвой да общими усилиями пристроили колокольню, алтарь и началось мое служение Богу. Сначала приходили пять старушек, сейчас у нас приход большой и молодежь тянется к Православию.
На престольный праздник молиться к батюшке шли люди со всей округи. Мы на протяжении земной жизни, спотыкаясь и падая, идем к Тому, Кто родился в Вифлеемской пещере, отдав свою жизнь ради спасения всего человеческого рода. Как сказал пророк: «Возвратитесь, мятежные дети: Я исцелю вашу непокорность. – Вот, мы идем к Тебе, ибо Ты – Господь Бог наш» (Иер.3:22).
– Вроде бы всем понятно, что нельзя построить жизнь без Бога, а душу очистить без Храма Небесного. Но еще нужно потрудиться и доказать сколь высоко призвание быть человеком-христианином, – отмечает отец Геннадий. «Кто заповеди Мои исполняет, тот Мне брат, сестра и мать…» Ведь Спаситель Сам пришел к нам, чтобы мы стали другими. И если мы не хотим жить со своим Творцом и не желаем войти в ту пещеру, где родился Христос, если мы искажаем образ
Божий в себе, то грош цена такой жизни. Мы знаем, что пришествие Спасителя на землю предсказывали давно, начиная с ветхозаветных времен. А когда Христос родился, многие вообще не поняли, какое событие вселенского масштаба случилось в Вифлееме. От этого известия пришли в смятение и Ирод-царь, и большинство жителей Иерусалима.
– А чем Вы, отец Геннадий, помогаете нуждающимся? – спрашиваю я батюшку.
– Да, Рождество Христово – это еще время добрых дел. Хотя мы в течение всего года занимаемся благотворительной деятельностью: устраиваем детские праздники, опекаем многодетные и неблагополучные семьи. Вот недавно в село приехала женщина с тремя детьми, жили они в заброшенном доме без света и тепла. Долго я с матушкой хлопотал за них, но местная власть нам всегда помогает, откликается на наши просьбы. Теперь детишки с мамой будут жить в квартире. А на праздник руководитель районной администрации Светлана Герасимова ребятам из Воскресной школы, их сто пять человек, закупила рождественские подарки. Такого рода помощь действительно от души. Ведь на Рождество Христово дети верят в чудо. И вот под сводом храма слышны искренние слова благодарности. Еще я с матушкой посещаю дом престарелых. Бог никого не оставляет в беде.
Матушка Светлана преподает в воскресной школе Закон Божий.
– У каждого человека своя дорога к Господу. Он нам тоже не сразу открылся. Сначала отец Геннадий, как все, жил обыденной жизнью: учился в авиационном училище, потом пошел служить в армию, – рассказывает матушка. – А когда тяжело заболел его тесть, то с этого момента все изменилось в нашей семейной жизни. Мы ходили в храм во имя святителя Николая, архиепископа Мирликийского, на коленях молились и просили Пресвятую Богородицу, всех святых угодников о помощи и защите. Там нас заметил отец Григорий и предложил поработать в храме. Мы начали читать святые книги и Словом Божием очищать свои души. Через несколько лет моего мужа рукоположили в священники. А отец Григорий, наш духовный наставник, после испытания своих сил постригся в монахи.
Теперь отец Геннадий занят строительством, трудится до седьмого пота.
– Скоро будем закладывать камень в основание нового храма, – радуется батюшка.
«Как ни живи, а умирать обязательно надо. Приведи, Господи, умереть христианской кончиной, и чтобы помянули добрым словом. Да я сроду никому не желаю плохого, а Церковь с детства люблю как родную мать, а кому Церковь не мать, тому и Бог не Отец», – писал один из православных подвижников благочестия прошлого столетия архимандрит Павел Груздев.
Вот так и отец Геннадий полностью доверяется милости Божией. Он молится за своих духовных чад, за всех жителей села. А они ему отплачивают тоже любовью и уважением.
– В этом году, наверное, впервые в Кочкурове славили Христа. Люди сделали Вифлеемскую звезду и ходили по дворам. Но, заметьте, ходили не ради того, чтобы выпить. Просто сельские жители стали понимать истинный смысл праздника Рождества Христова, – говорит отец Геннадий.
При разговоре с батюшкой начинаешь понимать, что нужно уметь входить и в горе, и в радость ближнего. Да и могут ли без Бога люди иметь какой-то смысл жизни? Тогда они становятся осиротевшими на этой земле. Весь мир лежит во зле, идет борьба между добром и злом. Поэтому Господь и сотворил мир по любви, дал человеку возможность жить по заповедям, – сказал в конце нашей беседы батюшка.
Ближе к вечеру, перед отъездом из Кочкурова, он еще раз меня благословил и проводил добрым взглядом. По дороге в город снег перестал идти, на какое-то мгновенье прояснилось небо и из-за хмурых туч пробился свет холодного январского солнца. Я подумал: «Там, в деревне, остался батюшка служить Богу и людям. А сколько еще нужно успеть ему сделать?»
Бог милостив и все устроится по нашим молитвам.
Авель Комбаев.