Свято-Георгиевская церковь

Размещено Янв 21, 2014 в Свежие записи | 0 комментариев

Свято-Георгиевская церковь

– Батюшка у нас необыкновенный, – встретила меня с такими словами в храме Георгия Победоносца матушка Лариса. Да и сам храм отличается своей простотой во всем. На иконах белоснежные полотенца с мордовским орнаментом. Это потрудились женщины, давшие обет. В церквушке тихо и  немноголюдно – на утренней службе молятся несколько бабушек.

– Приход у нас бедный, – говорит матушка Лариса. – Вокруг частный сектор, автомобильная дорога очень оживленная и поэтому тяжело пройти к храму. Мы с отцом Георгием начали  здесь служить в 1994 году. Раньше здесь находился детский сад от кирпичного завода. Здание было заброшено. Сами понимаете, в какое время   выживал народ – эпоха безденежья и развала. Но с Божией помощью отец Георгий отремонтировал старое здание. Хотя батюшке не привыкать служить Богу даже на пустом месте. Сколько в его жизни было трагических моментов, через какие тяжелые испытания пришлось ему пройти. Подумать только!  Его род очень древний, говорят, вышел из Сербии. Шестьсот лет тому назад предки отца Георгия Саковича обосновались на Западной Украине и из поколения в поколение все были священниками. Правда, за исключением некоторых – они предали Православную веру, приняли католичество и ушли к польским королям. Так раскололся единый род, а предки батюшки  верой и правдой служили Святой Руси. Сейчас даже стоит вопрос о канонизации родственников отца Георгия.

IMG_4159Матушка Лариса Германовна по образованию искусствовед, с 16 лет жила духовными наставлениями насельников Троице-Сергиевой лавры. Она видела последних валаамских старцев Луку и Иоанна, которые после закрытия северной жемчужины  Православия жили в Псково-Печерской лавре. Кто мог вообразить, что когда-нибудь Валаамский монастырь превратится в военный госпиталь! Иван Шмелев, посетивший православную обитель еще до революции, написал замечательный очерк «Старый Валаам». Есть там такие слова: «Вот и вольная Ладога играет. Пролив – за нами. Виден весь Валаам, весь в солнце, зубья его утесов. Где-то на высоте, за соснами – деревянная церковка – игрушка: дальний скит, Александра Свирского. Снежно сияет светило Валаама – великолепный собор с великой свечою-колокольней. Дремлет. Лазоревые его главы начинают вливаться в небо, лазоревое тоже. Белеют стены в зеленой кайме лесов. Снежная колокольня долго горит свечой – блистающим золотом креста. Мерцает. Гаснет».

Отец Георгий  родился в 41 году, – продолжала рассказывать матушка Лариса. – Когда советская власть пришла на Западную Украину, его родителей и деда отправили в ссылку – в казахские степи, где они построили барак, там же отец крестил своего сына Георгия. Кто-то донес и всю семью репрессировали. Дядя умер в тюрьме, другие вышли из заточения больными помирать в степях.

Слушая матушку Ларису, мне внезапно в голову пришла мысль: «Два Георгия – две похожие судьбы. Один –  святой мученик, другой свою жизнь посвятил служению Богу. И я вспомнил историю о Георгии Победоносце.

Во времена римского императора Диоклетиана у подножия Ливанских гор в богатой семье родился мальчик по имени Георгий. Благочестивые родители воспитывали его в христианской вере, несмотря на то, что  Диоклетиан был язычником и преследовал всех, кто принимал в своем сердце Спасителя. Георгий вскоре стал любимцем правителя. Он мог бы подняться до высоких карьерных высот и прожить спокойную жизнь в роскоши да неге. Но однажды узнав, что язычник Диоклетиан распял христиан, Георгий раздал нищим  все свое имущество, пошел к императору и признался ему в исповедании христианской веры. Он стал обличать властителя Средиземноморья, хозяина африканских песков и далеких восточных провинций, говорить о его пороках и страстях. За это император отправил Георгия на жестокие пытки, но святой мученик все переносил с твердой верой в Господа. И тогда римские легионеры ему отрубили голову. Не смогли язычники заставить отказаться Георгия от веры Христовой. Поэтому и называют воина на белом коне Победоносцем.

Отец Георгий Сакович тоже побеждал зло верой Христовой, но прежде учился в Ленинградской семинарии, потом в Московской духовной  академии, кстати, вместе с будущим Святейшим Патриархом Кириллом. А дальше после учебы отец Георгий понес православную веру в народ.

– Начинал службу на Смоленском кладбище у Ксении Блаженной, – говорит матушка Лариса, – это первый наш приход. Потом начались переезды по всей необъятной России. С  будущим митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром поехали в Иркутск. Через некоторое время батюшку перевели в Ковров и здесь произошла с нами интересная история. Отец Георгий в обход местной власти поехал в Москву и взял разрешение на реставрацию старинной церкви, построенной еще в 17 веке. Потом советские безбожники возмущались: «Как ты посмел!» У батюшки начались неприятности и мы переехали в Мордовию.

отец георгийВ феврале исполнится ровно 31 год, как отец Георгий служит в этих краях.  На земле святого праведного воина Феодора Ушакова у батюшки было работы непочатый край. Ведь в то время всего лишь навсего  16 храмов действовали, а когда началась перестройка, нужно было восстанавливать Макаровский монастырь. Вот батюшка и трудился не покладая рук во Славу Божию ради нашего Отечества. Да и сегодня хватает работы.  В храм Георгия Победоносца идут болящие и страждущие, все кому нужны помощь и заступничество Святых. Они идут помолиться перед Богородицей. «Заступнице усердная, Мати Господа Вышнего, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, и всем твориши спастися…»

– Мы опекаем многодетные семьи.  Пусть это и трудно в финансовом отношении для храма, но зато счастливы дети. А на Рождество Христово батюшка устроил настоящий праздник с подарками, – говорит  матушка Лариса. – Помогают многие. Так, например, один бизнесмен пожертвовал детскую обувь. Ведем активное сотрудничество со студентами пединститута.

Любой человек не может и дня прожить без воды, а для духовной жизни требуется вера. Но она является даром Божиим. Если душу человека представить в виде закрытого сосуда, то как туда может попасть благодать Божия, когда человек не желает жить по-христиански и закрывает свою душу от спасительного Света. Чаще всего обыватель, далекий от Церкви, упрекает Бога: «В чем явил Ты любовь к нам?» (Мал. 1: 2). Но готовы ли мы сами пожертвовать хотя бы немного собой, прежде чем отворачиваться от Христа?  “Царствие Божие внутрь вас есть” (Лк. 17, 21).

– Хорошо, что молодежь тянется к Богу, – говорит матушка Лариса. – Летом студенты помогали безвозмездно ремонтировать нашу церковь и радовались. «Мы никогда не знали, что рядом с пединститутом находится такой чудесной храм», – восхищались молодые люди.

Еще отец Георгий собирается на базе пединститута создать воскресную школу. Он постоянно поднимает вопрос о доступе священников в образовательные учреждения. Неприятно слышать от некоторых директоров школ такие слова: «Я здесь хозяин и не собираюсь духовенство пускать в свою вотчину».

– Поэтому с преподаванием православных курсов в школах мы можем много дров наломать, – добавляет отец Георгий. – Не хватает педагогических кадров. Да и сама молодежь неохотно идет учиться. Где брать кадры?

Матушка Лариса продолжает почтительно рассказывать мне  о том, какую социальную помощь оказывает приход храма. В ее голосе – сострадание и любовь к ближнему.

– У нас были активные прихожане, но они ушли в иной мир. Теперь остались их внуки, попадающие порой в трудные ситуации. Вот, например, одна девочка училась в воскресной школе, потом вышла замуж, разошлась, на руках остались дети. Мы помогаем таким ради памяти тех бабушек, которые трудились в церкви. Есть семьи, где родители – пьяницы. Детям, конечно, очень одиноко и страшно жить с такими грешными родителями.

IMG_4167От лампадок исходит свет, озаряющий  храм Георгия Победоносца.

– Простите, батюшка, – обращается работник к настоятелю. Да, хозяйские дела не терпят отлагательства…

– Сегодня много мы уделяем внимание социальной работе, но не надо подменять собой государство, – говорит матушка Лариса. – Оно в первую очередь должно обеспечивать всех, давать работу. Дело Церкви –человеческая душа. Спасаются не государства, не отдельные народы, а спасается именно душа. Посмотрите, как на Западе благоустроена жизнь, все там есть: и отличное здравоохранение, и прекрасные дома для престарелых. А вот христианства там нет!

И я после слов матушки вспомнил мысль преподобного Серафима Саровского о предназначении христианской жизни. Ее истинная цель состоит в стяжании Духа Святого Божиего. Благодать Божия должна поселиться внутри нас. Один спасется и тысячи вокруг него спасутся, – говорил преподобный. Побывав морозным крещенским утром в храме Георгия Победоносца, я  испытал просветление своей души.

Авель Комбаев

отец георгий
IMG_4155
IMG_4157
IMG_4158
IMG_4159
IMG_4162
IMG_4163
IMG_4164
IMG_4166
IMG_4167

Оставить ответ

Перейти к верхней панели