По благословению протоиерея Николая Брындина, настоятеля храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», православный врач Марина Макарова приняла участие в XXII Международных Рождественских образовательных чтениях.
Рядом с храмом Сергия в Рогожской Ямской Слободе находится Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению, в стенах которого и прошло заседание, посвященное взаимодействию врачей со священнослужителями. Профессор Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова, председатель редколлегии энциклопедического альманаха «Антология истории русской хирургии» Дмитрий Алексеевич Балалыкин рассказал об истоках и развитии раннехристианской медицины от Гиппократа до Галена. Сейчас ученый занимается переводом трудов великих врачей античности на русский язык.
Затем выступил президент Российского респираторного общества, главный пульмонолог России, академик Александр Григорьевич Чучалин. Он напомнил еще раз о трагической судьбе Евгения Сергеевича Боткина – доктора последнего императора Николая II. Как известно, Евгений Боткин не отрекся от Царя и принял мученическую смерть вместе с императорской семьей в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге. Русской Зарубежной Церковью он был канонизирован в лике православных святых. Теперь с таким предложением Александр Чучалин обращается к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу.
Протоиерей Сергий Филимонов, председатель Санкт-Петербургского общества православных врачей имени свт. Луки (Войно-Ясенецкого), рассмотрел проблему по теме: «Монастырская медицина: наследие, современность, будущее». Священники должны понимать, что их некоторые советы болящим людям могут навредить. Например, нужно ли человеку с сахарным диабетом поститься? Как готовиться к причастию с теми или иными болезнями? По мнению отца Сергия, монастырская медицина не может быть альтернативой современной науке с ее высокими технологиями. Нужно просить у Господа о помощи, но игнорировать врачей, отказываясь от лечения, – это тоже грех.
С другой стороны, Пантелеимон, епископ Орехово-Зуевский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, в одном из своих докладов отмечал, что «без Христа, без помощи Небесного Врача нам вряд ли удастся сделать что-то доброе. Без Его помощи ожесточается наша душа, и в результате можно стать, в лучшем случае, чиновником, научным деятелем, профессионалом, лекарем, но не добрым, сострадательным доктором. Тем доктором, образ которого с благоговением и величайшей любовью хранит наша русская культура. Со Христом мы можем сделать очень много. Если человек знает Бога, если имеет дерзновение обращаться к Нему, то даже самое простое недорогое лекарство может помочь. Мы знаем случаи из житий врачей-бессеребренников, которые в качестве лекарства давали больным что-то совсем не имевшее целительной силы: обычную еду, огородные овощи, и те выздоравливали. И поэтому, конечно же память о Боге, призывание Бога с молитвой, вера в Его всемогущество поможет нашим врачам совершать чудеса».
Некоторые православные врачи на заседании высказали мнение, что монастыри все-таки могут заниматься лечением людей, несмотря на отсутствие медицинского оборудования.
– Наши обители, в том числе Оптина Пустынь, богаты сероводородными источниками, а с молитвой можно и горы свернуть, – говорили участники дискуссии. Например, Елена Федоровна Зайцева признает только народную медицину. Потомственная травница часто вспоминает слова своей матушки: «Каждая травка благословлена Богом. Господь пронизывает землю светом и любовью». Елена Федоровна обошла более двадцати пяти православных обителей, рассказывая монахам о своем врачебном искусстве. На заседании она сказала, что по траве, которая растет перед домами, можно определить, какой болезнью страдает хозяин двора. «Если у кого-то есть участок земли, и человек заболел, Господь даст ему именно ту траву, которая ему нужна. Болит сердце – вырастут «сердечные» травы. Но если сердце человек вылечит, а на следующий год у него заболеет печень, Господь вытеснит эти травы и даст траву для печени», – поведала Елена Федоровна.
Председатель Исполкома Общества православных врачей России, профессор Александр Викторович Недоступ выступил с докладом: «Некрополистика как часть истории медицины». Им была проделана большая работа по поиску захоронений известных докторов Московской медицинской академии имени И.М.Сеченова.
За свою долгую историю, начиная с 18 века, учебное заведение стало родным домом для многих православных врачей. Так благодаря Недоступу и его коллегам уже на протяжении пятнадцати лет в Куркино на могиле Григория Антоновича Захарьина священники храма Владимирской иконы Божией Матери служат панихиду. Чехов однажды сказал: «Захарьин – это Толстой, а Боткин – Тургенев». Выдающийся русский врач-терапевт происходил из царского рода Захарьиных-Романовых. На свои гонорары он строил больницы и школы, его истории болезни, кстати, до сих пор имеют научную ценность. После Захарьина клинику возглавлял Петр Михайлович Попов. Сейчас на Новодевичьем кладбище могила доктора находится в жалком состоянии – ржавый железный Крест да надпись о том, что рядом покоится его жена Анна Попова.
Рассказал Александр Викторович Недоступ и о судьбе основателя отечественной кардиологии Дмитрия Дмитриевича Плетнева. Он был расстрелян осенью 1941 года в Орловском централе. Теперь необходимо найти это массовое захоронение.
После виртуальной экскурсии по местам памяти православных врачей началась вторая часть заседания. Проректор Казанской духовной семинарии, иеромонах Роман Модин рассказал об участии Татарстанской митрополии в проектах, связанных с медициной. На данный момент в Казани действуют шесть больничных храмов, работает крупный проект под названием «Православный донор», на который откликнулись уже свыше двух с половиной тысяч молодых людей. Несмотря на трудные условия служения Богу в мусульманском регионе, священникам удается сотрудничать с властью и заниматься подвижнической деятельностью. В Казанской духовной семинарии разработан учебно-методический комплекс по предмету «Пастырская медицина». Курс будущим священникам читается один семестр и его основная задача – увязать медицину с пастырским служением.
– Батюшка должен уметь делать уколы, оказывать первую медицинскую помощь. У нас в митрополии некоторые священники открывали приходские аптеки по направлению «Траволечение». Дело в том, что сегодня количество фельдшерско-акушерских пунктов сокращается и скоро именно нам придется исправлять ситуацию, – говорит иеромонах Роман.
Один из участников заседания спросил докладчика: «При преподавании курса есть обратная связь?»
– Знаете, если молодой священник не заставляет поститься больного прихожанина, это уже победа, – ответил иеромонах.
Православный врач из Мордовии Марина Макарова побеседовала с клириком Московского храма в честь положения честной ризы Господней в Успенском соборе Алексием Бабуриным. Батюшка тоже является доктором, преподает в Центре психического здоровья РАН и на протяжении двадцати лет занимается наркологическими проблемами.
Он рассказал о том, что депрессия и уныние – не тождественные понятия, а священникам очень важно уметь их различать. Уныние – духовный недуг, депрессия же считается заболеванием. И ни в коем случае нельзя смешивать данные понятия, иначе может случиться так, как это произошло с Николаем Гоголем. Его духовник – отец Матфей – поддерживал в писателе самоуничижение вместо того, чтобы лечить маниакально-депрессивный психоз. «Разумеется, такой подход оказался самоубийственным для Гоголя», – считает протоиерей Алексий Бабурин. Поэтому и нужно обучать священников медицине.
На мой вопрос – как определить тонкую грань между врачеванием тела и души – батюшка ответил, что здесь словами не обозначить, это уже раздел врачебного искусства и пастырского врачевания, как, например, ребенок чувствует на кровати некую грань, чтобы не упасть на землю.
– Ну а человека с психическими расстройствами нельзя отправлять на отчитку, – говорит отец Алексий.
XXII Международные Рождественские образовательные чтения были посвящены преподобному Сергию Радонежскому. «И это очень ценно для нас», – отметили православные врачи, потому что никогда нельзя отрываться от своих корней и важно придерживаться традиций. Наследие прошлого – все доброе и хорошее – необходимо сохранить, а единство Церкви и медицины возрождать, несмотря на попытки разделить два этих служения. Мы знаем о том, какое чудо произошло с отроком Варфоломеем – будущим преподобным Сергием Радонежским. Однажды он повстречал старца, появившегося невесть откуда по Божиему Промыслу, и поведал о своей скорби – мальчик не мог освоить грамоту. Тогда старец дал Варфоломею частицу просфоры со словами: «Возьми, чадо, и съешь: сие дается тебе в знамение благодати Божией и разумения Священного Писания». После чего отроку силой молитвы книжная мудрость давалась легко. Так и врачи должны уметь своим даром Божиим исцелять людей, а врачебное искусство наполнять верой Христовой.
Авель Комбаев