В эпоху потребительского отношения к жизни молодое поколение в своем большинстве равнодушно к православному наследию прошлого. Вместо заповедей Божиих, которые якобы ущемляют права, люди в основу своего земного существования положили иные законы. Если в дореволюционной России «закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою» (Гал. 3: 24), то в наши дни часто происходит духовное отступничество от Бога. Еще совсем недавно за Православие сажали в тюрьмы и расстреливали. Может быть, Русская Голгофа окажется духовным очищением народа? Через покаяние мы обретем Божию милость, которую потеряли в результате глумления над православными святынями. Выражаясь словами Александра Пушкина, «Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу…»
Именно в двадцатом столетии время словно сжалось в трагический комок неимоверных страданий. Три революции, расстрел Царской семьи, бесконечная череда кровавых преступлений против Церкви – все, казалось, было собрано в одну временную точку и она, как черная дыра, поглотила человеческие души, которые отвергли Спасителя. Отец Иоанн Крестьянкин, пройдя свой крестный путь, говорил: «Почему-то не помню ничего плохого. Только помню: небо отверсто, и Ангелы поют в небесах!». Старец называл богоборческую эпоху временем «смущений и полной неразберихи в духовной жизни». И тогда Господь призвал будущих мучеников, исповедников и подвижников благочестия Русской Православной Церкви на особое служение. Кто, если не они, сохранил бы духовное наследие Святой Руси для нынешнего поколения? В беспросветные тридцатые годы сталинских репрессий старец иеросхимонах Серафим Вырицкий написал пророческие строки:
Пройдет гроза над Русскою землею,
Народу русскому Господь грехи простит.
И Крест Святой Божественной красою
Над храмом Божиим вновь ярко заблестит.
И звон колоколов всю нашу Русь Святую
От сна греховного к спасенью пробудит.
Открыты будут вновь обители святые
И вера в Бога всех соединит.
Сбываются слова старца! А ведь в безбожное лихолетье даже детей-христиан не щадили. Одна женщина рассказывала мне, как над ее сыновьями издевались в школе только за то, что они носили крестики. Почему люди так резко изменились после революции? Говорят, они в своих сердцах потеряли страх Божий. Конечно, страх Божий не означает вовсе, что нас внезапно кто-то ударит, словно обухом по голове. Всемилостивый Господь не наказывает! Страх Божий – это когда человек боится потерять благодать Святого Духа. «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» (Мф. 6:22-23). А от духовной слепоты мы получаем все скорби и болезни. «Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдёт в него» (Мк.10:15). Царствие Божие не там, оно здесь. Просто нужно уверовать во Христа чистым сердцем, подобно детям. В одной деревне во время полета Гагарина произошел такой интересный случай. Когда люди услышали сенсационную новость, стали выходить на улицу и долго всматриваться в небо. Среди них оказалась старушка, которая спросила: «Он к Богу полетел?» Да и потом после приземления космонавта все интересовались тем же самым – видел ли Гагарин Бога? Но Царствие Божие прежде всего находится внутри человека. Вот и заставляли людей отрекаться от Бога. В центральном государственном архиве Мордовии хранятся тысячи документов, по которым можно читать судьбы людей.
– После революции Церковь пережила тяжелые времена, – рассказывает сотрудник архива Наталья Николаевна Терешина. Массовое преследование верующих началось с 1924 года, а до этого момента Церковь претерпела ряд ограблений.
Например, читаю пожелтевшую опись имущества Сретинской церкви села Ишеек Аксельской волости Краснослободского уезда. Документ составлен 9 марта 1926 года. На двух больших листах атеисты перечисляют:
«…По сторонам настоящей церкви простые картины большого размера в простых деревянных рамках (так называют иконы). Иконостас в настоящей церкви с правой стороны малого размера одноярусный, с правой стороны которого Спаситель и с левой – Божия Матерь, обложены фольгою… В Алтаре – три металлических креста, три Евангелия с металлическими оправами…».
Кстати, металл шел на переплавку, драгоценные оклады икон разворовывали сами же руководители администраций. Не ради ли этого устраивались сельские сходы, на которых люди давали свое согласие на закрытие храмов? Я обратил внимание на то, что средний возраст подписантов – от 16 до 35 лет, то есть в основном оказывали идеологическое давление на молодое население.
– К началу 1940-х годов на территории Мордовии не было ни одного действовавшего православного храма. Из 589 церквей и 14 монастырей было полностью уничтожено не менее 480 храмов и три монастыря, – отмечает Наталья Терешина.
Многие тогда обогатились, не понимая к чему это может привести. В одном селе церковь превратили в склад. Сторож решил разобрать плиточный пол и сделать у себя во дворе из церковного материала дорожки, но не долго он ходил по этим дорожкам – отказали ноги. А в Ардатовском районе руководители местной власти вообще грабили церкви, не информируя вышестоящие органы. Цитирую обращение, написанное Председателем Президиума Верховного Совета МАССР Чембулатовым прокурору МАССР товарищу Котомкину: «Ардатовский Райфинотдел ввел, как систему, практику продажи на слом церковных зданий. По договору от 27 июня 1940 года им продано за 20 тысяч рублей Ардатовскому Горпо здание церкви в селе Турдакове. Продана колхозу за 8 тысяч рублей церковь в Кученяеве. Аналогичное явление имеет место в Мельцанском и Атюрьевском районах, где также практикуется ломка церковных зданий и продажа полученных при этом материалов, хотя здания совершенно в ряде случаев новые… Делается это Райфинотделами при молчаливом согласии исполкомов райсоветов под видом изыскания дополнительных источников дохода по бюджету. Районные прокуроры, по-видимому, не замечают этой антигосударственной практики». Заявитель просит принять меры к расследованию указанных фактов и привлечению виновных к ответственности. Тем временем республиканские власти докладывали в Москву, что с Православием на территории Мордовии покончено. Аресты приобрели массовый характер. До сих пор мы не знаем всей правды о репрессированных священниках.
– Архив перемещали с места на место, какое-то время он хранился в Иоанно-Богословской церкви, – говорит Наталья Терешина. – Дела измерялись в килограммах, а во время войны часть бумаг пошла на растопку печей.
Все-таки в архиве сохранились некоторые интересные документы: например, постановление по поводу обращения в прокуратуру Василия Степановича Гундяева, деда Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Как известно, Василий Степанович за веру Христову провел в тюрьмах и лагерях более двадцати лет. В документе говорится:
«1936 года Апреля 28 дня. Город Саранск. Старший помощник Прокурора Мордовской АССР Акафьев, рассмотрев жалобу граждан села Оброчного Ичалковского района Афанасьева Захара Петровича и Гундяева Василия Степановича, нашел: …на основании изложенного, имея в виду, что церковь в селе закрыта по решению населения (большинство колхозников), переоборудована под складское помещение, а в настоящее время предназначается для открытия школы, согласно плана школьного строительства на 1936 год по Ичалковскому району и что о наличии религиозной общины, как таковой, Гундяев не доказал и высказывает свое лишь мнение», нет такой необходимости открыть заново церковь на территории Оброченского Сельсовета.
Пострадал за веру и первый епископ Саранский, викарий Пензенской епархии Владимир Иванович Юшков, в монашестве Серафим. По документам он был репрессирован в 1935 году.
Не следует забывать о том, что Русская Православная Церковь и в годы гонений занималась благотворительной и социальной деятельностью. Например, священники вместе с прихожанами Иоанно-Богословской Церкви во время Великой Отечественной войны на производство танков и самолетов собрали 31 тысячу, а на оказание помощи детским учреждениям – 11 тысяч рублей.
Глаза, подверженные болезни, не могут вынести яркого солнечного света. Поэтому люди носят темные очки, в которых мир кажется блеклым. Но Господь сказал: «Оставьте их: они – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф. 15:14). Да прозреют духовные очи, открывающие нам тропинку к Божией правде.
Авель Комбаев