Объединение реабилитационных структур Русской Православной Церкви в единую сеть помощи наркозависимым гражданам

Размещено Фев 8, 2014 в Новости епархии | 0 комментариев

Объединение реабилитационных структур Русской Православной Церкви в единую сеть помощи наркозависимым гражданам

В Москве на XXII Международных Рождественских образовательных чтениях обсуждали вопросы объединения реабилитационных структур Русской Православной Церкви в единую сеть помощи наркозависимым гражданам. По благословению протоиерея Николая Брындина, председателя Отдела благотворительного и социального служения Саранской и Мордовской Епархии, в работе круглого стола принимал участие клирик Кочкуровского благочиния Владимир Самарин. А ему было что рассказать. В Мордовии действует реабилитационный центр при наркологическом диспансере, куда каждую неделю приходит батюшка. Болящие вместе с ним молятся, совершается Причастие Святых Христовых Таин, читают акафист Пресвятой Богородице ради чудотворной Ея иконы «Неупиваемая Чаша».

О, премилосердная Владычице! К Твоему заступлению ныне прибегаем, молений наших не презри, но милостиво услыши нас: жен, детей, матерей; и тяжким недугом пианства одержимых, и того ради от матери своея – Церкви Христовой и спасения отпадающих, братьев, и сестер, и сродник наших исцели.

Батюшка ходит в наркологический диспансер для того, чтобы слово Божие проникало в сердце каждого пациента и чтобы потом алкозависимый не возвращался снова в лечебницу, а жил по-православному. Подобная работа ведется по всей стране, но объединение реабилитационных структур в единую сеть позволит оказывать действенную и быструю помощь болящим. Кроме того, Русская Православная Церковь намерена давать учебно-методические указания священникам на местах в целях предотвращения тупиковых ситуаций. Сейчас в республиканском диспансере действует молельная комната, но необходимо создать больничный храм, для которого потребуется иконостас.

– Совместными усилиями при поддержке объединенного Центра мы обязательно выполним все задуманное, – говорит отец Владимир, – а Рождественские чтения послужат успешному решению социальных задач. Когда приходишь в реабилитационный центр и разговариваешь с пациентами, видишь, что люди живут в темноте, постоянно топчутся в грязи и никак не могут вылезти оттуда.

А когда тонкий луч Божиего света пробивается в эту черноту, грешники начинают переосмысливать свою жизнь и каяться. Обычно многие думают: «Все выпивают, а я чем хуже? Если не буду пить в компании друзей, то со мной перестанут общаться, будут неприятности на работе». К сожалению, у нас так заведено – люди в коллективах собирают деньги на выпивку и начинается разгульное застолье с тостами и развратом. А если руководитель организации сам пьет и тянет за собой всех подчиненных, то вокруг складывается мерзкая и душная атмосфера. «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, – и бывает для человека того последнее хуже первого». (Лк.11: 24-26). 

– Я за них не могу прожить, но показать им православный путь истины, как идти по нему правильно и не сбиться – это мое предназначение, – рассказывает отец Владимир. – Конечно, духовные очи не у всех прозревают. Алкозависимые считают, что всегда правы и за бутылкой водки говорят о своей правде жизни. В кругу друзей рассуждают о политике, разбирают законы, а вот как разобраться в себе и освободиться от греха – не знают.

В наркологическом диспансере 240 мест и пустых коек никогда не бывает. Да и рецидивов много. Погуляет болящий несколько дней после выписки и снова возвращается на лечение. Практика показывает, что алкоголизм в первую очередь является духовной болезнью и ею страдают представители всех слоев общества – от богатых до бедных. И несмотря на то, что в реабилитационных центрах действует программа «12 шагов», разработанная психиатрами, без проповедей священников выздоровление не может быть эффективным.неупиваемая чаша Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл пишет по этому поводу: «Причины алкоголизма и наркомании лежат внутри человека. Конечно, бывает предрасположенность к алкоголю, которая определяется генетически, такому человеку сопротивляться тяжелее, чем тому, у кого нет тяжелой наследственности. Кроме того, социальные условия жизни толкают людей к порокам. Люди находятся в состоянии стресса и для разрядки употребляют алкоголь или наркотики. Одно дело жить в спокойной атмосфере, например, в уединении, в обители, или на лоне природы, на берегу моря. И другое дело иметь восьмичасовой рабочий день и два-три часа потратить на давку в общественном транспорте, затем бороться с житейскими тяготами, нехваткой денег, преодолевать семейные неурядицы и множество других трудностей. В данном случае правильно говорят, что алкоголизм – это социальная болезнь. Но при всем этом я уверен, что если человек даже в самых тяжелых условиях имеет приоритет духовной жизни над физической, если он умеет управлять своими страстями, опираясь на свою веру и мировоззрение, то он не станет алкоголиком. Поэтому алкоголизм, в каком-то смысле, – всегда результат духовного опустошения, ослабление способности человека управлять своими страстями».

Встречаются и такие пациенты, которые думают, что можно закодироваться и полноценно жить. Ошибаются! Кодировка – это страх перед смертью, а православный человек должен испытывать совсем не тот страх. За грех, совершенный Адамом и Евой, Господь установил смерть. «Начало мудрости – страх Господень… В страхе пред Господом – надежда твердая, и сынам Своим Он прибежище… Страх Господень отводит от зла». (Притч. 1, 7; 14, 26; 16, 6). Если человек будет испытывать страх Божий явно и тайно, тогда у него содрогнется рука взять стакан с водкой.

Самое трудное в служении отца Владимира Самарина – убедить людей покаяться в грехе, ибо гордыня мешает им осознать происходящее. Человек должен сам узреть Христов свет и сказать самому себе: «Мне пора меняться». Многие находятся в диспансере без нательных крестиков. На молебне болящие подходят к батюшке, просят благословения и берут у него крестики, потому что без веры в Бога не могут уже представить свою дальнейшую жизнь. Недавно в диспансере появилось новое направление – реабилитация игроманов.

– На вид здоровые парни, у которых есть семья, работа, а мозг у них от компьютерных игр деградирует, – отмечает отец Владимир. Также батюшка на Рождественских чтениях пообщался с заместителем председателя правления благотворительного фонда святого праведного Иоанна Кронштадтского Романом Ивановичем Прищенко. Этот фонд финансирует инициативы Русской Православной Церкви по противодействию наркомании. Будут ли алкодиспансеры принимать деятельное участие в реализации благотворительных программ? По словам отца Владимира Самарина, вопрос пока еще не решен.

Протоиерей Сергий Бельков из Санкт-Петербурга поделился своим опытом служения в реабилитационном центре. В семье, где пьет мать или отец, нет счастья. Страдают дети при виде пьяных родителей. Представим себе такую картину: приходит пьяный отец, а ребенок хочет ему рассказать о своих успехах в школе. Родитель сквернословит и не слушает ребенка, который постоянно находится в одиночестве. Алкоголизм – не индивидуальная болезнь. От нее страдают и те, кто рядом находится с болящим. Поэтому так важно заниматься реабилитацией алкозависимого при поддержке всей семьи, – полагает протоиерей Сергий Бельков. Человек в тяжелый период лечения должен почувствовать, что от него не отвернутся жена и дети. А жизнь в православной общине не дает уйти снова в запой. «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин. 3: 17-21). Да, не все люди желают жить при свете.

– В нашем обществе очень слабо проводится пропаганда здорового образа жизни. Строятся спорткомплексы, но в то же время никто не запрещает продавать алкоголь. Практически в каждом магазине существует отдел по уничтожению нации, даже существует норма по реализации водки, – размышляет отец Владимир. – Так о каком же духовном здоровье общества мы говорим? До революции в Санкт-Петербурге было всего лишь два питейных заведения, а сегодня почти на каждом углу.

Кстати, недавно по инициативе Отдела благотворительного и социального служения Саранской и Мордовской Епархии в одном из микрорайонов Саранска прошел День трезвенника. Священники раздавали прохожим диски с фильмами по антиалкогольной тематике, но требуется помощь волонтеров, чтобы вести широкомасштабную борьбу с пьянством и наркозависимостью, например, в учебных заведениях.

Православная Церковь напоминает нам большой и прочный корабль, плывущий по огромному морю, а рядом на лодочках плывут в неизвестном направлении грешники. Они могут подняться на этот корабль и не утонуть, но многие пренебрегают помощью и надменно говорят: «Мы сами будем плыть. Нам Бог не нужен».  В итоге гордецы пропадают в пучине бедствий. Господь сопровождает нас по жизни всегда и не оставляет. Это мы его оставляем, а потом по грехам свои пожинаем скорби.

«Какая цель нашей жизни на земле? – спрашивает святой праведный Иоанн Кронштадтский. – Та, чтобы по испытании нашем земными скорбями и бедствиями и после постепенного усовершенствования в добродетели при помощи благодатных дарований, преподаваемых в таинствах, нам опочить по смерти в Боге – покое нашего духа. Вот почему мы поем об умерших: упокой, Господи, душу раба Твоего. Мы желаем усопшему покоя как края всех желаний и молим о том Бога».

Как согреть душу словом Божием, чтобы оно дошло до предельной глубины человеческого сердца и сделало бы грешника через покаяние другим? Русская Православная Церковь прикладывает все необходимые усилия со своей стороны и объединение реабилитационных структур в единую сеть помощи наркозависимым гражданам – это один из ключевых моментов по восстановлению христианских традиций в России. 

Авель Комбаев

IMG_4300
IMG_4431
IMG_4433
неупиваемая чаша

Оставить ответ

Перейти к верхней панели