У Ивана Бунина есть одно из самых проникновенных стихотворений, которое было написано в июле шестнадцатого года – накануне великой трагедии.
.
.
.
Иконку, черную дощечку
Нашли в земле, – пахали новь…
Кто перед ней затеплил свечку,
Свою и горесть и любовь?
Кто освятил ее своею
Молитвой нищего, раба –
И посох взял и вышел с нею
На степь, в шумящие хлеба –
И, поклоняясь вихрям знойным,
Стрибожьим внукам, водрузил
Над полем пыльным, беспокойным
Ее щитом небесных сил?
«Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» (2 Кор.1:5). В иконе сходятся два мира – по одну сторону стоит человек, а по другую находится Небесное Царство. И в этом молитвенном стоянии человек выражает свою преданность Спасителю, «душа входит в оную духовную радость». В богоборческую эпоху иконы сжигали на кострах. Например, в 1930 году, когда разрушали Спасский Собор, все иконы были уничтожены в пламени. Теперь на этом месте установлен памятник вождю мирового пролетариата, а главная святыня Саранска – чудотворный «Спас Всемилостивый», оберегавший город от бед почти три столетия – исчезла бесследно. Скорее всего, она тоже погибла в огне; впрочем, дорогой оклад безбожники изъяли. Иконы не только жгли, но и рубили топорами. Последние храмы в Саранске были закрыты в 1939 году, хотя победа оказалась, как выражаются историки, пирровой. Православные люди не боялись пострадать за Христа, потому что «блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» (Матф. 5:10). Они писали письма в Кремль с просьбой открыть церковь Иоанна Богослова и по Божиему Промыслу власть пошла навстречу верующим, но за это поплатилась староста храма – ее отправили по этапу. Пути Господни неисповедимы… Не все иконы погибли в богоборческом пламени – некоторые из них сохранились в республиканском краеведческом музее имени И. Д. Воронина. Туда они попадали разными путями. Как раньше говорили, иконы – это предметы религиозного культа, имеющие художественную и историческую ценность. Вплоть до конца 80-х годов власть организовывала экспедиции по районам республики, чтобы выкупать у местного населения древние святыни. По словам научного сотрудника исторического отдела краеведческого музея Дмитрия Викторовича Фролова, порой люди сами были рады подзаработать на этом. В 1984 году житель Саранска принес музейщикам икону первой половины 17 века «Успение Пресвятой Богородицы». Мужчина рассказал о том, что она принадлежала его родителям. Православная святыня находилась в плачевном состоянии. Сейчас после длительной реставрации образ «Успение Пресвятой Богородицы» хранится в запасниках музея.
В безбожное лихолетье люди продавали, обменивали и закладывали иконы – лишь бы избавиться от них, чтобы не было неприятностей. Однажды незнакомец пришел к одному батюшке на Светлую Пасху и предложил ему домовую икону.
– Зачем она мне нужна? Это когда-то перед ней молились мои родители, – сказал пренебрежительно мужчина. А через некоторое время он появляется снова в храме со слезами на глазах:
– Батюшка, не отдам я икону. Ночью на улице стреляли и пуля попала через окно в образ Пресвятой Богородицы. Она защитила меня от гибели.
О путях Божественного Промысла не размышляют, «ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется. Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим.10:14,17).
Но православные святыни часто рассматриваются как произведения искусства. Ученые говорят, что это просто жемчужины иконописных коллекций. Из разрушенных церквей и монастырей много чего перешло в запасники музеев: например, фелонь, в которой архимандрит Петропавловского монастыря Александр встречал Пугачева.
– У нас находится около сотни икон. Чудотворных образов нет, – рассказывает Дмитрий Фролов. – Когда открывали музей изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи, основную часть нашего фонда мы передали туда.
И вот совсем недавно во Всероссийском научном центре имени академика И. Э. Грабаря была отреставрирована икона «Рождество Пресвятой Богородицы». С 1939 года после закрытия Свято-Предтеченского храма святыня хранилась в краеведческом музее. Дмитрий Фролов говорит, что она тоже находилась в ужасном состоянии – правая часть осыпалась, а под масляным слоем был скрыт первоначальный образ, написанный мастером в середине 18 столетия, то есть во времена правления императрицы Елизаветы Петровны. Первую реставрацию святыни провели в 1974 году и экспертиза показала интересные особенности. Вместо паволоки на иконную доску наклеен бычий пузырь. Как известно, паволока – это ткань, которая служит для лучшего сцепления левкаса (белого грунта) и предохраняет от осыпания красок. Каноническая икона пишется на дереве, потому что Христос был распят на Кресте, паволока символизирует те пелены, в которые было завернуто тело Спасителя при погребении, а левкас – это печать, наложенная первосвященниками и фарисеями. «Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать» (Мф. 27: 65-66). Разумеется, имя мастера на иконе «Рождество Пресвятой Богородицы» отсутствует. На Руси считалось грехом подписываться, поскольку рукой мастера водит сам Господь и приписывать себя к творению никто не достоин.
В дни революции русский философ Евгений Трубецкой размышлял: «Вселенная как мир всей твари, человечество, собранное вокруг Христа и Богоматери, тварь, собранная вокруг человека, в надежде на восстановление нарушенного строя и лада, – вот та общая заветная мысль русского пустынножительства и русской иконописи, которая противополагается и вою зверей, и стражам бесовским, и зверообразному человечеству. Мысль, унаследованная от прошлого, входящая в многовековое церковное предание… Вот почему нам стала понятна духовная жизнь поколений, которые пятью с половиной веками раньше выстрадали икону. Икона – явление той самой благодатной силы, которая некогда спасла Россию. В дни великой разрухи и опасности преподобный Сергий собрал Россию вокруг воздвигнутого им в пустыне собора св. Троицы. В похвалу святому преподобный Андрей Рублев огненными штрихами начертал образ триединства, вокруг которого должна собраться и объединиться вселенная».
Сегодня многие удивляются – почему человек в богоборческую эпоху поднял руку на святыни, не побоялся осквернить храмы? Куда подевался страх Божий?
«Все, оставляющие Тебя, посрамятся. Отступающие от Меня будут написаны на прахе, потому что оставили Господа, источник воды живой» (Иер. 17, 13). Когда опустошали и разрушали православные храмы, судьба икон складывалась драматически. У каждой поруганной святыни свой путь к сердцам и душам людей. Остается только нам принять Христа.
Авель Комбаев