Каждую неделю в село Зыково приезжает отец Владимир Лапшов. В полуразрушенном храме Казанской иконы Божией Матери батюшка проводит службы. С виду не скажешь, что церковь нуждается в капитальном ремонте. Четырнадцать лет назад установили купол, воздвигли верхний ярус колокольни, разобранной в советскую эпоху на хозяйственные нужды. Наверное, в стране победившего социализма не хватало стройматериалов для колхоза, несмотря на оптимистичный лозунг «Встретим XXVII съезд КПСС хорошим кирпичом!» Только разбитые стекла в старинных больших окнах да осыпающиеся от времени стены напоминают о возрасте православной святыни. Шесть долгих лет возводили храм всем селом. Практически сразу же, после подписания Царем-Освободителем Александром II Манифеста «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей», народ начал вкладывать душу и силы в возведение церкви. Также деньгами помогли помещики Желтухины, владевшие тогда селом. В дореволюционной России богатые люди были набожными и занимались благотворительностью не ради каких-то налоговых послаблений или наград, как это часто происходит в современном обществе. Они служили Церкви и Отечеству безвозмездно, потому что воспитывались в православных семьях и понимали всю значимость Православия для России.
Я встретился с отцом Владимиром в неделю о мытаре и фарисее – именно в то время, когда все мы готовимся к Великому Посту, вспоминая слова Господа о земном предназначении людей. Смирение и гордыня – два жизненных пути, но какие они разные! Если человек постоянно с искренним раскаянием обращается к Богу, то его, как блудного сына, всемилостивый Господь простит за грехи, накормит и согреет, то есть даст ему в первую очередь духовную пищу и благодать Божию. «Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк. 18:13). Пред Богом все равны: и мытарь, и фарисей, но не все попадают в рай, «ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.» (Лк. 18: 14). Осознавать, что я хуже всех, я самый страшный грешник – это поистине тяжелый духовный подвиг, без которого нет дороги к Богу. Когда-то ни одно село в России не обходилось без церкви. Ее строили не ради величия и красоты, не ради того, чтобы потом помещики и меценаты, словно фарисей из Евангельской притчи, заходили в храм и с гордостью всем объявляли: «Это моя заслуга». В их благотворительности не было похвальства. Не случайно Авва Тихон, русский, сказал: «Я видел рай и ад, и ох, что же там происходит! Ад полон святых, но горделивых, а рай полон грешников, но смиренных грешников!» Вот смиренные грешники и тратили свои деньги на спасение душ. Ведь все окажемся на Страшном Суде.
– Через четыре года будем праздновать полуторавековой юбилей, – говорит отец Владимир. – Храм, конечно, огромный – только для стольного града. Я здесь служу недавно, третий месяц, но назрело много проблем, связанных с ремонтом. Вместе с прихожанами предпринимаю определенные шаги – обратился к руководителям банков и предприятий за материальной помощью, потому что нужно вложить огромные средства, чтобы полностью восстановить храм. Я неустанно повторяю на службах: «Наши православные предки построили церковь, а мы не смогли ее сохранить». Если сердце свое закопаем в землю и духовные сокровища променяем на земные, то что скажем Господу? Не надо забывать слова из Евангелия: «Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает. Ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет.» (Лк. 12:33, 34).
Да, после революции трудная жизнь началась для храма Казанской иконы Божией Матери. Атеисты, словно стервятники, жаждущие христианской крови, набросились на святыню. Стены храма мне напоминают душу осиротевшего народа. Каждый оставленный след на стенах – это раны и скорби, это грехи, которые затмили образ Божий в человеке. Сначала разворовали все церковное имущество, через некоторое время открыли склад, а потом вообще забыли про церковь: бегали крысы, кровля провалилась, жители устроили свалку. Так и в душе происходит, но по воле Божией душа народа постепенно очищается, как и этот храм, в котором возрождается приходская жизнь. Двухтысячный год стал важной вехой в российской истории – произошло прославление в лике святых сонма новомучеников, исповедников и подвижников благочестия, просиявших в нашем Отечестве. Они не испугались Голгофы, явив себя «как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке» (2 Кор. 6, 4–7). Возьмем ли мы с них пример и сохраним ли веру Православную в наших сердцах? В том же двухтысячном году один из пределов храма Казанской иконы Божией Матери отремонтировали при поддержке Саранской администрации: оштукатурили и побелили стены, подключили отопление, а этой весной будут облагораживать территорию. У отца Владимира складываются деловые отношения с Главой местного поселения Оксаной Александровной Хоружей, которая тоже вносит свою лепту в возрождение церкви. Душа взывает к Богу, стонет сердце: «Помилуй нас, Господи!» По субботам и воскресениям отец Владимир открывает двери храма – народа мало, в основном приходят пожилые люди. Правда, по праздникам можно увидеть и молодежь. Сам настоятель родился в православной семье.
– До сих пор перед моими глазами стоит картина из детства: отец Василий Корнильевич после работы умывался, переодевался и бежал в Иоанно-Богословскую церковь на службу. Потом придет домой и скажет: «Душно было, но как хорошо сегодня пели! Какая служба была!», – вспоминает отец Владимир. Кстати, в храме Казанской иконы Божией Матери, в котором служит батюшка, певчие – глубоко воцерковленные люди. На клиросе стоят дочь и внуки схиигумена Иеронима Санаксарского.
– Матушка Мария Егоровна тоже была прихожанкой Иоанно-Богословской церкви. Там меня и крестили ребенком, – говорит отец Владимир. – Помню, во время армейской службы я ходил молиться в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру и замполит постоянно ругался: «А если тебя иностранцы сфотографируют и на весь мир растрезвонят, что советские солдаты ходят в церковь?» Но все обошлось. Потом я работал инженером, был на руководящих постах и даже имел депутатский статус. Разве мог я подумать, что стану священником, да еще при неожиданных обстоятельствах. Когда мне правящий архиерей, владыка Варсонофий, вручая документ об окончании духовного училища, сказал, что нужно рукополагаться, я сел и призадумался. Тогда у меня все было: и работа, и служебная машина. Через какое-то время я принял предложение владыки. Однажды после утренней службы в Кафедральном соборе святого праведного воина Феодора Ушакова мне сказали, что я поеду вместе с митрополитом в село Судосево Большеберезниковского района. Приехали в новенький деревянный храм, освятили его в присутствии Главы Мордовии Николая Меркушкина и вдруг Его Высокопреосвященство говорит мне: «Ты теперь являешься настоятелем этого храма». У меня даже ноги подкосились. Владыка Варсонофий вручил икону в честь Покрова Божией Матери и я остался служить Богу.
Уже прошло восемь лет, как отец Владимир находится на пастырской службе. Недавно стал возрождать православную веру в Зыкове.
Местный житель Виктор Алексеевич Чураев с момента открытия церкви в 2000 году помогает по хозяйству, несет послушание. Сам отсюда вывозил горы мусора, своими руками сделал Распятие Спасителя и вернул старинную икону. Когда 33 года назад Виктор приехал в село, он купил ветхий домик и на чердаке нашел святой образ «Несение Креста».
– По-видимому, во время разорения храма верующие спасли икону от поругания и хранили у себя дома. Теперь и нам с отцом Владимиром предстоит в нелегком труде нести свой Крест с любовью и благодарением за все. Храм разрушается на глазах, – печалится Виктор Алексеевич. – Раньше здесь были дубовые полы, потому что знали в старину, как правильно возводить церкви. Вековые доски, конечно, растащили – из них поблизости построили мосток через речку, а нынешние строители все засыпали песком и выложили пол в храме плиткой. Сейчас от этого мокнут стены, сырость доходит уже до окон. Если срочно не сделать дренаж, то мы потеряем церковь.
А сколько заброшенных и уничтоженных храмов по всей России? Словно Мамай прошелся по Святой Руси. Виктор Алексеевич говорит, что он молится за грехи своих родителей. Его предки были кузнецами. Это они ковали решетки и делали двери для церкви преподобного Сергия Радонежского в селе Дурасово Кочкуровского района.
– Прадед Герасим и дед Степан в собственной кузнице трудились для всей округи, а помощь храму издавна считалась благодатным делом. В старину люди не мыслили свое сокровенное бытие без Бога, – рассказывает Виктор. – Родное село вымерло, осталось только два человека. Церковь тоже разрушена.
Где взять большие деньги на сохранение святыни в Зыкове? Если только богатые люди помогут. Отзовутся ли они? «Не оскудеет рука дающего». А пока жители села с молитвами зажигают лампадки, старушки ставят свечи и начинается открытием Царских врат вечерняя служба в храме Казанской иконы Божией Матери.
Авель Комбаев