Негаснущая лампадка человеческого сердца

Размещено Фев 15, 2014 в Свежие записи | 0 комментариев

Негаснущая лампадка человеческого сердца

Сретение Господне – это не только календарный праздник в честь памятования великого события, потому что человек встречается с Богом вечно. Совсем другой разговор – можем ли мы достигнуть то самое блаженство души, которое испытал праведный Симеон, приняв на руки Младенца Христа? Он ждал Спасителя более трехсот лет. Как мы знаем, сначала старец усомнился в словах: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына». Разве может чистая Дева родить? В этих сомнениях проявляется наше греховное естество, привязанное к земному миру. Духовная тьма преграждает разными способами приход Спасителя в сердце каждого человека, она душу подменяет разумом. Но способен ли гордый ум измерить Божию благодать? Нам в отличие от праведного Симеона дается меньше времени на встречу с Господом.  И сказал Ангел Симеону: «Имей веру написанному и сам увидишь его исполнение, ибо ты не умрешь, пока не узришь родившегося от чистой Девы – Христа Господа». Кто-то к Сретению Господню идет всю жизнь и только на смертном одре, каясь в грехах, предстаёт перед Лицом Божиим, а кто-то раньше становится причастником благодати Духа Святого. Две тысячи лет после праведного Симеона продолжается преемственность, мы испытываем на себе живительную силу Божиего света. Ведь у каждого человека рано или поздно случается личное Сретение Господне. «И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф.7: 7-8). Просить, искать и стучаться – это глубокое желание нашего сердца обрести Господа, это спасение души.  Для меня Сретение Господне   связано с воспоминаниями о поездке в Оптину Пустынь. Дорога перед нами вздымалась снежной пылью с отсветом ясного топазового неба. Душа радовалась русской зиме. Февральская стужа после ночной метели сковала лес хрустальным морозом.

– Березы  даже не шелохнутся в холодном блеске инея, – удивлялись паломники.

Подъезжаем к селению Шамордино… Крестимся и идем с молитвой, не спеша, по узкой дорожке в обитель. Под ногами скрипит снег, пахнет северной свежестью и незаметно темнеет. На склоне стоит купеческий дом с загадочными окнами. При его виде возникает чувство ностальгии по православной старине, словно мысленно путешествуешь во времени. А за домом – уплывающая седая даль. Спускаемся по деревянной лестнице вниз к святому источнику. У крутого склона, запрокинув голову, слушаю текучую нежность родника. Затем погружаюсь в ледяной источник во имя Отца и Сына и Святаго Духа – ощущаешь легкость в теле. На обратном пути нас встречает монастырское кладбище в глубоких сугробах. Благодатная тишина со спящими воронами и большими деревьями не хочет отпускать.

Едим дальше и неожиданно на темнеющем горизонте появляются пламенеющие купола с крестами. В давние времена люди прямо через реку переправлялись в Оптину Пустынь. Нас приветствуют своим многовековым бормотанием стройные сосны – современники Гоголя и Достоевского, Киреевского и Тургенева.

Келья старца Амвросия натоплена дровами. Тепло и привычно, как будто батюшка находится рядом с нами и говорит:

Скит– Отчего люди грешат? Или оттого, что не знают, что должно делать и чего избегать; или если знают, то забывают; если же не забывают, то ленятся, унывают. Наоборот: так как люди очень ленивы к делам благочестия, то весьма часто забывают о своей главной обязанности – служить Богу. От лености и забвения доходят до крайнего неразумия или неведения. Леность, забвение и неведение – это три исполина, от которых связан весь род человеческий неразрешимыми узами… Поэтому мы и молимся Царице Небесной: Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене, смиренного и окаяннаго раба Твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадение и вся скверная, лукавая и хульная помышления…

Монах рассказал нам о житии старца Амвросия. В маленькой келье батюшка всеми силами своего духа молился, его очи были устремлены на святой образ Божией Матери. И с отеческой любовью принимал он паломников, укрепляя их в Православной вере.

Небо уже усыпано звездами. Стеклянный месяц разливается бледно-желтым светом в полумраке соснового бора. Преподобный Никон Оптинский писал о жизни братии: «Здесь у нас в скиту – рай земной. У нас на вратах, на стороне, обращенной к скиту, к церкви, написано: «Коль возлюблена селения Твоя, Господи», – и воистину так».

По намоленной тропинке иду я из Иоанно-Предтеченского Скита в храм Казанской иконы Божией Матери. Там дожидаюсь вечерней службы. Затеплились лампадки, потрескивают восковые свечи и стоят люди в молитвенном горении пред Господом. «Для того, чтобы сердце наше было готово и способно к принятию зова Божия, необходимо его очистить от всякого зла, чтобы не было в нем никакой злобы, никакого пристрастия к чему-либо, тем более к чему-либо греховному».

В день Сретения Господня через сорок дней после Рождества Спасителя встретились Ветхий и Новый Заветы. «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству», – писал святитель Феофан Затворник. И как важно встретить Господа в своей душе, чтобы Он стал путеводной звездой на всю последующую жизнь, негаснущей лампадкой человеческого сердца.

Авель Комбаев

IMG_4437
IMG_4487
келья старца Амвросия
Скит
фото кельи старца Амвросия
храм иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость

Оставить ответ

Перейти к верхней панели