В праздник Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерей Николай Брындин совершил Божественную литургию. Ему сослужил иерей Николай Овсянников.
15 февраля православные христиане всего мира вспоминают важное событие из жизни нашего Спасителя – на сороковой день после рождения Младенца Пречистая Дева Мария принесла Его в Иерусалимский храм. Праведный Симеон принял на руки Богомладенца и возвестил о приходе Спасителя. Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, люди отгородились от Бога, казалось, высокой и непреодолимой стеной, но в этой преграде благодаря тому, что родился Христос и Он искупил наши грехи своей крестной смертью, появился спасительный путь, открывающий для нас встречу с Богом. И вот после Рождества Христова Пресвятая Богородица по ветхозаветному обычаю должна была принести очистительную жертву. «А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных» (Лк. 2:22-24). В конце четырнадцатого века преподобный старец Арсениий на Ладогу со Святой Афонской горы принес чудотворную икону, на которой как раз и запечатлен образ Пресвятой Богородицы с маленьким Иисусом, держащим в руке голубиного птенца. Симеон-Богоприимец всю свою долгую жизнь ждал встречи c новорожденным Спасителем, преодолевая смерть духовным подвигом. А увидев Младенца, он с великой радостью сказал слова, которые мы слышим на службе: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». Только праведный Симеон и 84-летняя вдова Анна, обладавшая даром прозорливости, увидели Бога в маленьком Иисусе, а остальные люди, которые находились поблизости от храма, пока еще не знали об этом.
Но через Сретение Господне свершается великое чудо – «народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф. 4:16). Ветхий Завет в образах праведного Симеона и пророчицы Анны уступает место грядущему Новому Завету. Сретение Господне – начало крестного пути Господа. Скоро свершится распятие Христа, потом наш Спаситель спустится в ад, чтобы вывести оттуда Адама и Еву вместе с ветхозаветными праведниками, среди которых будет и Симеон. Но это случится потом, а пока праведный старец Симеон предрекает Божией Матери страдания: «И Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк.2:35). Что это за оружие такое? Есть икона «Симеоново проречение», широко известная под другим названием – икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» (Семистрельная). В сердце Пресвятой Богородицы вонзены семь мечей – это злоба и грехи людей ранят Ее сердце. И чем дальше человек отступает от Бога, тем глубже он наносит удары Заступнице и Предстательнице нашей. Поэтому другим оружием – мечом истины – нужно отсекать все греховное в своей душе. «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. 10:34). То есть слово Божие не примиряет добро и зло, а разделяет. Поэтому мы можем приобщиться к вечной жизни во Христе, а можем отвергнуть свое соединение с Богом. Это наше право. Мы все притягиваемся к Солнцу, сами того не замечая. И если найдутся люди, которые скажут, что никакого притяжения нет, все равно Земля будет притягиваться к Солнцу. А если человек пререкается с Богом, не принимая Спасителя в свою душу, то может ли он отменить действие Духа Святого на других людей? Конечно, нет. «Созданный по образу и подобию Божию, человек, – говорит преосвященный Феофан, – по самой природе своей есть некоторым образом Божеского рода. Будучи же рода Божия, он не может не искать общения с Богом не только как с своим началом и первообразом, но и как с верховным благом». Сретение Господне раскрывает истинный смысл человеческого бытия. Если мы до ухода из земной жизни не встретим Христа, как это сделали праведный Симеон и пророчица Анна, то мы уже не увидим Господа никогда и будем пребывать во мраке. «Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:23). И такое разделение происходит только потому, что мы сомневаемся во встрече с Господом, не желаем ее искать. Кто-то думает: «Мне и так хорошо живется в сыром и темном погребе со скользкими гадами, то есть со своим грехами. Зачем по веревке подниматься на свет Божий?» Это делается для того, чтобы избавиться от ядовитого клубка страстей и пороков, которые пожирают и душу, и телесную плоть. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «В самом деле, род человеческий перед пришествием Христовым находился в самом бедственном состоянии; люди уже не ходили, а сидели во тьме; а это значит, что они даже и не надеялись освободиться от этой тьмы. Они даже не знали, куда нужно идти, и объятые тьмой, сидели, не будучи уже в силах и стоять».
Просто страшно представить, как люди могут жить без Спасителя! И какая радость, что Сретение Господне может случиться с каждым человеком. «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10:45).
В своем пастырском слове настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерей Николай Брындин напомнил прихожанам о необходимости встречи с Богом именно в земной жизни:
– Когда ко мне подходят очень пожилые люди, то они порой начинают роптать: «Что же нас Господь не забирает к себе? Мы устали от жизни». А ведь праведный Симеон жил более трехсот лет. Как мы знаем, он при переводе книги пророка Исайи усомнился в словах: «Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына» (Ис. 7,14). Неужели Дева может зачать и родить ребенка? – подумал Симеон и хотел исправить текст. Тогда явился ему Архангел Гавриил: «Имей веру написанным словам, ты сам убедишься, что они исполнятся, ибо не вкусишь смерти, доколе не увидишь Христа Господа, Который родится от Чистой и Пренепорочной Девы». Симеон верил, что когда-нибудь он узрит обетованного Мессию. Старец каждый день ходил в храм и ждал. Так и мы, братья и сестры, должны пребывать в Церкви, отлепиться от грехов. Ведь нетрудно перед началом рабочего дня каждому из нас зайти в храм и помолиться, попросить помощи у нашей Заступнице Небесной. Препятствием является лишь наша леность, нежелание стремиться к Богу. А если вы не встретитесь с Господом в земной жизни, то у вас очень мало надежды на это в ином мире. Помните о том, что место, где нет Бога, именуется адом. Там мерзость и запустение, там хаос вместо Небесного света. То же самое происходит и в наших сердцах без Бога. Мы злимся и ругаемся, никого не любим, потому что мы не приняли Господа в своей душе, не подготовили сердце для встречи с Ним. И сегодня на службе мы освящали свечи, призывая благодать Божию. Сретенские свечи по нашей вере могут принести исцеление, возжигайте их во время молитвы, чтобы утихали бури в душе и умягчались злые сердца. Отнесите их родственникам и знакомым, расскажите всем о празднике Сретения Господня. Свеча – это символ молитвенного горения пред Господом. Христиане тоже должны освещать тьму.
Братья и сестры! Сегодня у нас двойной праздник – Господский и Богородичный. Мы славим Иисуса Христа и Царицу Небесную. Ведь Пресвятая Богородица принесла Младенца Христа в храм. Поэтому священники на Сретение Господне облачаются в голубые ризы. «Радуйся, Благодатная Богородица Дева, ибо из Тебя воссияло Солнце правды – Христос Бог наш, просвещающий находящихся во тьме». И не забывайте, что дети тоже не встретятся с Богом, если родители не приведут их в церковь. Я поэтому особо радуюсь, когда дети приходят помолиться. А какие наступили необыкновенные дни на Сретение Господне? Подул южный ветер и произошла встреча весны с зимой. Мы приближаемся к Великому посту, а значит призваны проснуться от греховного состояния. Всем нам нужно открыть свои сердца и по своей воле возжелать встретиться с Христом.
Авель Комбаев