В переломные для России времена все причащались Святых Христовых Таин из одной общей Чаши. Никто не осуждал друг друга – христианин ты или атеист? «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). Через страдания и скорби человек очищается от грехов, принимает в своем сердце Господа, от которого в силу своего порочного естества всегда отдаляется. Но духовная работа над собой помогает посрамить себя и через покаяние доверяться Богу. Так произошло и в 20 веке. Наше Отечество с тысячелетней историей, истерзанное репрессиями и богоборчеством, стояло на грани гибели. Великая Отечественная война многих людей сблизила с Христом – кого-то научила заново молиться, а кого-то привела к отречению от всего мирского. «Блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20: 29). Через тяжелейшие испытания все-таки уверовали в Спасителя и Он стал для большей части народа истинным светом. Большой вклад в победу внесла Русская Православная Церковь. Когда началась Великая Отечественная война, Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) обратился ко всем жителям страны со словами: «Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг…» Россия на протяжении всей своей истории защищалась от врагов. Например, Василий Ключевский подсчитал, что в 16 веке на один мирный год приходился год войны. А если принять во внимание постоянные набеги различных свирепых орд, начиная со времен зарождения Московского государства, то можно сказать, что и не было длительной передышки на нашей земле. В таком напряженном состоянии люди трудились и созидали Отечество. Исстрадавшаяся Россия не распалась и не исчезла с политической карты мира благодаря всемогущей помощи Божией. Вспомним, как люди при монголо-татарском нашествии спасались в храмах. Там и погибали за веру Христову, потому что басурмане не щадили никого. «Множество мертвых лежаша, и град разорен, земля пуста, церкви позжены», «люди избиша от старца до сущего младенца» и тысячу лет, не прерывая духовную связь времен, православные обращаются с молитвой к своей Заступнице: «Небесных полков радость, на земле людям крепкая защита, Пречистая Дева, спаси нас, к Тебе прибегающих: ибо мы на Тебя, Богородица, надежду после Бога возложили». А Пресвятая Богородица по нашим слезным молитвам обращается к Сыну Своему. И являлись чудесным образом в необыкновенном сиянии святые заступники, спасая русских воинов от неминуемой погибели. Например, все мы знаем про случай, произошедший на берегу реки Суры. Святитель Николай Чудотворец и святой великомученик Георгий Победоносец заградили путь вражьим полчищам. Об этом свидетельствовали сами захватчики, которые бежали от страха. А под русским воином, преследовавшим татар, споткнулся конь и увидели тогда перед собой икону святителя Николая Чудотворца, сокрытую в земле. С тех пор люди бережно хранили чудотворный образ, обретенный на Николиной горе.
Самые трагические повороты в судьбе нашего Отечества всегда были связаны с православными праздниками. Куликовская битва, на которую благословлял воинство преподобный Сергий Радонежский, произошла в день Рождества Пресвятой Богородицы, а народное ополчение во главе с Кузьмой Мининым и князем Димитрием Пожарским поднялось на освобождение Москвы с Казанской иконой Божией Матери. Потом князь Пожарский воздвиг храм на Красной площади, где и хранилась святыня почти 300 лет. Как известно, в 20-е годы прошлого столетия церковь разрушили, только в начале девяностых годов воссоздали Казанский собор. Образ Пресвятой Богородицы всегда провожал народ на защиту своего Отечества: и при нашествии Наполеона, и при нападении фашистов. Например, среди руин Сталинграда уцелела церковь в честь Казанской иконы Божией Матери с приделом преподобного Сергия Радонежского. «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего… всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо ecи Божественный покров рабом Твоим».
22 июня 1941 года Церковь отмечала память всех святых, в земле Русской просиявших. «Как во времена Димитрия Донского и святого Александра Невского, как в эпоху борьбы с Наполеоном, не только патриотизму русских людей обязана была победа Русского народа, но и его глубокой вере в помощь Божию правому делу… Мы будем непоколебимы в нашей вере в конечную победу над ложью и злом, в окончательную победу над врагом», – писал митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Симанский), который вел службы в блокадном городе, укрепляя людей в православной вере. Впоследствии он был награжден медалью «За оборону Ленинграда».
Русская Православная Церковь всегда опекала свой народ. Молились за победу перед каждым решающим сражением, а Серафим Вырицкий тысячу ночей простоял на холодном камне. Немцы, оккупировав Вырицу, пришли к старцу и поинтересовались у него исходом войны. Батюшка ответил им: «Санкт-Петербурга вы никогда не возьмете. Мы – православная держава. Вера сейчас гонится, но через некоторое время снова возродится». Не случайно во время войны власть пошла на уступки и разрешила православным избирать Святейшего Патриарха.
Директор Мемориального музея военного и трудового подвига 1941-1945 годов Николай Андреевич Кручинкин рассказывает, что солдаты были верующими, несмотря на государственные установки того времени. Люди призывного возраста воспитывались в православных семьях, поэтому поисковые отряды в братских могилах часто находят нательные крестики, старинные иконы-складни.
– Обычно крестики хранились в нагрудных карманах. Мы их никогда не забираем, а кладем в гробы вместе с прахом, – говорит Николай Кручинкин. – Единственная вещь, которую привезли в музей, – это складень. Нашли иконку у солдата, погибшего в августе сорок второго в Калужской области у села Богдановы Колодези. В лесисто-болотистой местности шли ожесточенные бои, под угрозу было поставлено все левое крыло Западного фронта. Кроме медной иконки Пресвятой Богородицы с двенадцатью Апостолами, рядом с прахом солдата мы нашли тряпочку, в которую была завернута щепотка земли.
Родители русским воинам испокон веков давали с собой нагрудные складни, чтобы их дети молились на войне. Мародеры успели перекопать могилу. Они искали ценные вещи, а иконку не заметили. Так она и осталась вместе с солдатом лежать в земле.
Николай Кручинкин вспоминает разговор с одним комсоргом, участником Великой Отечественной войны. Оказывается, офицеры и политработники смотрели сквозь пальцы на православных. Тогда существовало негласное правило – не преследовать солдат за ношение крестиков. Они ведь шли защищать Родину. Защищали Родину и будущие священнослужители. Четыре года назад почил схиархимандрит Питирим (Перегудов). Он был духовником Санаксарского монастыря. Во время Великой Отечественной войны служил во фронтовой разведке, получил ранения и контузию, которая повредила ему слух. После войны он побывал в Киево-Печерской Лавре и через некоторое время принял монашеский постриг. В последние годы своей земной жизни схиархимандрит Питирим подвизался в Иоанно-Богословском монастыре. Среди его многочисленных духовных чад был и старец Феофан. Жил батюшка Питирим затворником. Рассказывают, что Святейший Патриарх Алексий II при посещении Мордовской земли долго разговаривал со схиархимандритом.
А вот архиепископ Леонид (Лобачёв) ушел на фронт в 46 лет, уже будучи в сане архимандрита. В 1930 году его арестовали и около четырех лет он провел в лагерях. Во время войны батюшка, гвардии старшина, был отмечен многими боевыми наградами: орденом «Красной звезды», медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За победу над Германией». В 1954 году его назначили епископом Пензенским и Саранским.
У солдата Александра Зайцева, погибшего в годы Великой Отечественной войны, в простреленной шинели нашли прощальное письмо и там есть такие строки:
Послушай, Бог… Еще ни разу в жизни
С Тобой не говорил я, но сегодня
Мне хочется приветствовать Тебя.
Ты знаешь, с детских лет мне говорили,
Что нет Тебя, и я, дурак, поверил.
Твоих я никогда не созерцал творений.
И вот сегодня ночью я смотрел
Из кратера, что выбила граната,
На небо звездное, что было надо мной.
Я понял вдруг, любуясь мирозданьем,
Каким жестоким может быть обман.
Не знаю, Боже, дашь ли Ты мне руку,
Но я Тебе скажу, и Ты меня поймешь:
Не странно ль, что средь ужасающего ада
Мне вдруг открылся свет, и я узнал Тебя?
… Прощай, мой Бог, иду.
И вряд ли уже сюда вернусь…
Как странно, но теперь я смерти не боюсь…
Человек в любом возрасте и при любых обстоятельствах может встретиться со Спасителем, потому что Сретение Господне сопровождает нас в течение всей земной жизни. Когда праведный старец Симеон увидел Младенца Христа, он обратился к Пресвятой Богородице со словами: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, (И Тебе Самой оружие пройдет душу) да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2: 34-35). Скорбь пронзит сердце Божией Матери, когда Она узреет страдания Своего Сына. И произойдет умягчение злых сердец, потому что «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк.20:38).
Авель Комбаев