Нет оправдания человеку, который знает, что он идет против Бога. А лишая жизни другого, убийца отвергает свет вечной жизни. «Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы» (Ин. 3:20). В сталинское время насмехались над христианами: «Что может сделать Бог мертвых? У нас в руках пистолеты и власть. Мы можем вынести приговор и расстрелять. И где же ваш Бог?» Но трудно понять атеисту, что православный человек не поклоняется идолам и Бог вовсе не является Богом мертвых! Вместо понимания и любви к ближнему в стране образовалась огромная пропасть между людьми, развернулись жестокие гонения на Православную веру. Сотни тысяч христиан были расстреляны в сталинских застенках. Человек гроша ломаного не стоил, а массовое насилие оставило неизгладимый отпечаток в сознании общества. Уже выросло новое поколение, знающее о сталинских репрессиях только по учебникам истории да по фильмам, но понимают ли молодые люди, что случилось с их предками, с их родиной? Какие невообразимые страдания пришлось испытать мученикам за веру Христову! Главное, чтобы не было повторений той страшной духовной болезни, которая разрушила Отечество, поменяв православное мировоззрение целого народа на атеистическое «благополучие». Зачем поклоняться Кресту и жить по заповедям Божиим, если в либеральном мире все дозволено, а после смерти на могиле вырастет, как выразился литературный герой Базаров, огромный лопух?
«Время и гонения не в силах уничтожить сокровенное стремление человеческой души, о которой сказал Господь: «Будьте святы, как и Отец ваш Небесный свят есть». Все мы немощны и грешны, но образ народа не тем определяется, каков он сейчас, а только его идеалом. А нам идеал – Христос. Поэтому все еще существует Святая Русь, живущая этим идеалом», – говорит наместник Свято-Троицкого Чуфаровского монастыря игумен Руфин.
Сразу же после Октябрьской революции большевики стали закрывать православные обители. На их месте появлялись расстрельные тюрьмы. В марте 1940 года вдова и мать «врагов народа» Анна Ахматова написала:
Перед этим горем гнутся горы,
Не течет великая река,
Но крепки тюремные затворы,
А за ними «каторжные норы»
И смертельная тоска.
Для кого-то веет ветер свежий,
Для кого-то нежится закат –
Мы не знаем, мы повсюду те же,
Слышим лишь ключей постылый скрежет
Да шаги тяжелые солдат.
В Чуфарове местные жители до сих пор помнят, как по ночам раздавались выстрелы, кричали люди, приговоренные особыми тройками НКВД к высшей мере наказания – наказания за то, что человек верил в Бога. Четыре года назад республиканский поисковый отряд занимался раскопками.
– В двух километрах от монастыря мы обнаружили скотомогильник. Под ним и находилось массовое захоронение людей. Желая скрыть следы преступлений, чекисты обычно на таких местах сажали деревья или устраивали скотомогильники, – рассказывает директор Мемориального музея военного и трудового подвига Николай Андреевич Кручинкин.
Ромодановские школьники из поискового отряда расчистили территорию от бурьяна. Они вместе со своим руководителем Иваном Алексеевичем Селевёрстовым собрали камни и из них в лощине смерти сложили памятник в виде тюремного окна. Насельники Чуфаровского монастыря говорят, что «число заключенных не превышало трех тысяч человек, хотя этапы прибывали постоянно. По воспоминаниям местных жителей, на заключенных возили воду. Недалеко от карцера находилась мертвецкая, никогда не пустовавшая. Карцер сохранился, как здание, до сего дня».
В годы гонений был разрушен и памятник, установленный на могилке старца Игнатия. На обломках можно прочитать: «Под сим камнем покоится тело раба Божия старца Игнатия Парамоновича Вершина, пустынножителя, основателя Чуфаровской женской обители. Скончался 23 апреля 1889 года, жития его было 65 лет». Большевики могилу срыли, но к месту упокоения старца все равно шли поклониться люди. «В день скорби моей ищу Господа; рука моя простерта ночью и не опускается; душа моя отказывается от утешения» (Пс.76:3). Они просили батюшку о помощи и заступничестве. А в 2010 году мощи основателя монастыря были перенесены на братское кладбище. Монахи рассказывают о чудесном знамении в своей обители:
– Великим постом 1889 года старцу Игнатию в его пустыньке было видение во время молитвы. Старец плакал и говорил вслух с Царицей Небесной – Божией Матерью. Игнатий вопрошал: «Царица Небесная, на кого я сирот оставлю?» После паузы-ответа добавил: «Да будет воля твоя», – и стал плакать. После расспросов, старец поведал, что скоро помрёт, но Божия Матерь сама будет заботиться о сиротах своих.
Кто мог подумать, что совсем скоро тьма накроет землю. «Россия, если отпадешь от своей веры, как уже отпали от нее многие интеллигенты, то не будешь уже Россией или Русью Святой, – писал еще в 1905 году святой праведный отец Иоанн Кронштадтский. – И если не будет покаяния у народа русского, конец мира близок. Бог отнимет благочестивого царя и пошлет бич в лице нечестивых, жестоких, самозваных правителей, которые зальют всю землю кровью и слезами». Поздно был услышан голос отца Иоанна Кронштадтского.
Вообще для обстоятельного изучения фактов, связанных с расстрелом людей, требуется особый допуск к архиву ФСБ. По существующему законодательству только прямые родственники репрессированных могут получить для ознакомления кровавые дела.
По инициативе профессора Мордовского университета Владимира Кузьмича Абрамова Николай Кручинкин нашел еще одно захоронение, расположенное около Ключаревских кладбищ. По словам очевидцев, когда там строили плотину, рабочие выгребали землю вместе с человеческими костями. Несколько лет назад, после прокурорского разрешения, поисковый отряд проводил большие раскопки.
– В тридцатые годы место здесь было глухое и лесистое, – отмечает директор музея. – За время двух экспедиций мы обнаружили семь крупных захоронений. Глубина стандартная – приблизительно метр восемьдесят.
Вооруженный конвой вывозил людей на расправу из Саранской тюрьмы. В широких ямах останки лежат в несколько слоев как попало.
– По-видимому, заключенных расстреливали зимой, потому что в могилах мы находили и зимнюю одежду, – говорит Николай Кручинкин. Однажды к нему пришла незнакомая женщина и рассказала, как она отыскала исполнителя приговоров, который согласился ей показать место гибели родственников. По словам сотрудника тюрьмы, в овраг привели 9 или 11 священников, двух учительниц, заставили их выкопать яму, а потом расстреляли. Также своими силами поисковый отряд нашел границы массовых захоронений, облагородил территорию. А буквально через неделю на кровавом месте появился поклонный крест. Упокой, Господи, души погибших рабов Твоих!
Авель Комбаев