Полежаев был на пять лет моложе Пушкина, а покинули они земной мир практически в одно и то же время с разницей в год. Один Александр был сражен пулей на дуэли, другой Александр умер от чахотки.
.
И нет ни камня, ни креста,
Ни огородного шеста
Над гробом узника тюрьмы,
Жильца ничтожества и тьмы.
Александр Полежаев, участник Кавказской войны, наверное, остается узником тюрьмы до наших дней – при жизни его наказывали за вольнолюбивые стихи, а после смерти и вовсе забыли, даже могила не сохранилась. По крайней мере, он находится на заднем плане в сонме наших славных поэтов. Правда, о нем вспомнил великий Достоевский, когда использовал его стихотворение под названием «Кориолан» при написании своей знаменитой «Легенды о Великом инквизиторе», вошедшей в итоговый роман «Братья Карамазовы». И все равно Полежаев остается малозаметной и противоречивой фигурой в русской литературе, хотя Александра Ивановича по праву считают предшественником Михаила Лермонтова. У них даже наблюдается в чем-то сходство судеб. В советское время Полежаева рассматривали как самого отъявленного атеиста, который своими стихами обличал царский режим. Это было на руку идеологической машине. Поэтому данную линию его творчества рьяно развивали литературоведы. Да, он родился от барского греха, в шесть лет потерял мать. «Судьба меня в младенчестве убила», – писал поэт своей возлюбленной Екатерине Бибиковой. Да, он по доносу за поэму «Сашка» был отдан в унтер-офицеры, а потом разжалован в рядовые. За оскорбление фельдфебеля был жестоко избит палками и помещен в каземат, где и подхватил чахотку. На долю Полежаева выпали тяжелые испытания, но все-таки у поэта существовали и другие изгибы жизни – повороты к Богу, как это ни странно звучит. Например, в «Валтасаре» изображено торжество Божиего правосудия, а в одном из последних произведений есть такие строки о Христе:
И Он с улыбкой благотворной
Сказал: «Покинь твою боязнь!
Где обвинитель твой упорный,
Кто осудил тебя на казнь?»
Она в ответ: «Никто, Учитель!»
«Итак, и Я твоей души
Не осужу, – сказал Спаситель, –
Иди в свой дом и не греши».
Христос прощает грешницу. А мог ли Полежаев, лежащий в страшной агонии, надеяться на милость Господа? В пушкинское время, тем более в Москве – городе сорока сороков куполов, еще были крепки православные традиции. Повальное отречение от Бога началось позже. Это происходило под воздействием нигилизма и народничества, когда на смену старшему поколению пришли юнцы-романтики, читавшие взахлеб немецкую философию. Русская эмигрантка – исследовательница творчества Александра Пушкина – Ариадна Тыркова-Вильямс так описывала ту эпоху:
«Верхи русского общества, к которым принадлежали и Пушкины, торопливо впитывали западные влияния, поглощали плоды нового просвещения, главным образом французского. Длившаяся весь 18 век европеизация усилилась после революции, когда изысканные французские аристократы и аристократки, превратившись в беженцев, появились в России. Но крепкий русский быт пересиливал заморские новинки. Вопреки французским модам, Москва жила своим широким, деревенским, исконным обычаем. По неосвещенным, немощеным, грязным улицам разъезжали грузные кареты шестерней, с горластым мальчишкой форейтором на первой лошади. На запятках качался «букет» – трое слуг: гайдук в красном кафтане, напудренный лакей в чулках и башмаках и арапчонок. Иногда, на рассвете, такая карета подъезжала к одной из многочисленных московских церквей. Гайдук откидывал бархатную подножку, и молодая красавица в парижском платье, в перьях и бриллиантах, послушная детской привычке, шла к ранней обедне прямо с бала».Именно так жили в начале 19 века. Рузаевская усадьба Струйских, где родился Полежаев, тоже не являлась исключением из правил.
Не оглушайте вы меня
Ни вашим карканьем, ни свистом
Против начала бытия!
Смотря внимательно на вас,
Я не могу быть атеистом:
Вы без души, ума и глаз!
Это стихотворение было написано Полежаевым в 1834 году. Он уже успел вступить в серьезный конфликт с властью, за что и поплатился отправкой на Кавказ. В итоге – ни дома, ни семьи.
– Юный поэт, приехав учиться в Москву, оказался в круговороте революционных идей, которые и повлияли на его мировоззрение, – рассказывает научный сотрудник музея Полежаева Галина Петровна Евстигнеева. – Восстание декабристов на Сенатской площади, а затем жестокая расправа над дворянской молодежью разделили общество, подтолкнули к дальнейшему медленному сползанию огромной страны в пропасть 1917 года. Полежаев в такой обстановке был разочарован жизнью.
Поэтому его творчество выстрадано – оно тяжелое и тревожное. К тому же Александр Полежаев был обижен судьбой с детства и сам он был твердо убежден в том, что оставлен Богом, вследствие чего поэт всегда считался в глазах общественного мнения атеистом. И здесь хочется вспомнить одну поучительную историю. Перед смертью человек возроптал на свою судьбу: «Вот, мол, меня Бог всегда покидал в трудные минуты и теперь я умираю в одиночестве». Тогда во сне явился ему Ангел-хранитель и показал всю его жизнь как на ладони. Когда человеку было хорошо, рядом виднелись следы Господа, а когда человек страдал, не было этих следов.
– Видишь, меня Господь оставлял, – сказал умирающий своему Ангелу.
– Нет, ты глубоко ошибаешься, человек. В самые тяжелые моменты твоей жизни Господь нес тебя на руках. Поэтому ты и не видишь Его следов рядом с собой, – ответил Ангел-хранитель.
А вот история, связанная с соборованием Полежаева перед его смертью, либо замалчивалась, либо считалась выдумкой современников поэта.
– Умирающий Полежаев изменился нравственно – он стал набожным. Сохранились воспоминания Е.А.Дроздовой-Комаровой, которая зачитывалась его стихами. Вообще московская молодежь уважала поэта, а во время болезни Полежаева она дежурила у госпиталя, – отмечает Галина Евстигнеева. – Когда он уже лежал при смерти, друзья выходили из палаты и рассказывали, что Александр Иванович причастился и соборовался. «Да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5, 45).
В 1979 году известный мордовский краевед Иван Дмитриевич Воронин выпускает книгу о жизни и творчестве Полежаева, где и упоминается о соборовании поэта. Но советская пропаганда не могла допустить однозначного вывода и Воронин сразу же оговаривается: «Трудно судить насколько эти показания соответствуют действительности, имеются более убедительные доводы о противоположном». После смерти Александра Ивановича друзья хотели установить крест, но могила так и осталась заброшенной. А в эпоху сокрушительного безбожия кладбище сровняли с землей и на том месте сейчас построены многоэтажные дома.
Авель Комбаев