Раньше на Святой Руси храмы строили всем миром и отдавали на благое дело даже самое последнее из того, что имели. Для нас, живущих в мире, где деньги вместо духовности стоят на первом плане, это кажется дикой мыслью. Как можно отдать свою копейку на возведение православной святыни? Но ведь подобные сомнения возникают не на пустом месте. Вспомним о том, что сказано в Евангелии: «Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела» (Лк. 21, 1-4). А можем ли мы ради своего спасения расстаться хотя бы с двумя монетами, не говоря уж о другом богатстве? Подчас трудно ответить, поэтому строительство храма – это еще наше духовное испытание, о котором апостол Павел говорит: «Испытывайте себя, в вере ли вы». Вдова не слышала Нагорную проповедь Христа, но доверилась воле Божией – отдала деньги и не думала о том, что останется голодной. Она не заботилась о завтрашнем дне. Многие возразят: «Ага, все отдадим, а сами будем жить на улице? Мы еще должны своих детей обеспечить». Когда человек так думает, он не доверяет Богу, не уповает на Его помощь. Ведь для того чтобы доверять Спасителю, необходимо прилагать немалые усилия. Московский старец Алексий Мечёв однажды, накануне Рождества Христова, повстречал женщину, просившую милостыню. Батюшка отдал ей все деньги, предназначенные на покупку еды для своих детей. Святой праведный Алексий полностью доверился Господу и помог более нуждающемуся человеку. Потом Спаситель все устроил таким образом, что батюшка накормил и свою семью. Две лепты оказываются дороже для Бога, нежели показная благотворительность какого-нибудь миллиардера. Да и многие богатые люди предпочитают тратить большие суммы денег, например, на ужин в дорогом ресторане или на покупку автомобиля. А можно было бы деньги пожертвовать Богу, чтобы умножить добро, ибо «мы знаем, что мы от Бога, и что весь мир лежит во зле» (1 Ин. 5, 19). Строящийся храм в честь святых равноапостольных Мефодия и Кирилла тоже нуждается в финансовой помощи. В следующем году по милости Божией должны зазвонить колокола, но пока рабочие продолжают возводить стены. Первое, что бросается в глаза, – подъемный кран поднимает кирпичи, все заняты своим делом и незаметно под стук мастерка храм растет, появляются архитектурные узоры. Уже сегодня можно представить, каким станет храм в недалеком будущем, а его классический русско-византийский стиль подчеркнет духовное величие и христианскую смиренность нашего Отечества. Хорошо сказал об этом Достоевский: «Кто хочет быть выше всех в Царствии Божием – стань всем слугой. Вот как я понимаю русское предназначение в его идеале».
Бригадир Вячеслав Павлович Василькин приехал вместе с остальными каменщиками из Дубенского района. Он строит уже вторую церковь.
– Я шесть лет тружусь каменщиком, – рассказывает Вячеслав. – До этого работал сварщиком. Все равно, когда возводишь храм, поменьше ругаешься и побольше думаешь о вере. Мы все крещенные и не можем представить свою жизнь без Бога, так что кирпич кладем от души.
Благочинный церквей Юго-Западного округа Саранска протоиерей Николай Брындин регулярно бывает на строительной площадке и обсуждает проблемы, связанные с возведением храма. В первый четверг Великого поста батюшка пообщался с главой городской администрации Петром Тултаевым.
Для православного человека строительство храма всегда было главным событием в жизни. Когда наши предки осваивали новые земли, они в первую очередь возводили храмы, даже если им самим приходилось жить в худых избах. Через святую Церковь Господь благословлял людей, защищал их от войн и бедствий. А какой же сегодня показатель ценностей у современного общества? Россия, как цивилизация, немыслима без Православия. С верой в Бога люди строили храмы и защищали Родину от врагов. Русский мыслитель Евгений Трубецкой писал про церковное строительство: «Неудивительно, что в самой архитектуре этих храмов запечатлелось великое народное торжество. Это тем более замечательно, что, ввиду технической беспомощности русских мастеров, над московскими соборами работали итальянцы с Аристотелем Фиораванти во главе; они выучили русских обжигать кирпич, изготовлять клейкую и густую известь, преподали им усовершенствованные приемы кладки, но в самой архитектуре должны были по требованию Ивана III следовать русским образцам. И в результате их работы возникли такие чудеса чисто русского зодчества, как соборы Успенский и Благовещенский. Не говоря уже о том, что в них не видно никаких следов какого-либо итальянского влияния, их заостренные в луковицы купола свидетельствуют об освобождении от влияния византийского. Они выражают совершенно новое по сравнению с Византией и более глубокое понимание храма. Круглый византийский купол выражает собою мысль о своде небесном, покрывшем землю; глядя на него, испытываешь впечатление, что земной храм уже завершен, а потому и чужд стремления к чему-то высшему над ним. В нем есть та неподвижность, которая выражает собою несколько горделивое притязание, ибо она подобает только высшему совершенству. Иное дело – русский храм; он весь – в стремлении. Взгляните на московские соборы, в особенности Успенский и Благовещенский. Их луковичные главы, которые заостряются и теплятся к небесам в виде пламени, выражают собою неведомую византийской архитектуре горячность чувства: в них есть молитвенное горение. Эти Божьи свечи зажглись над Москвою не по какому-либо иноземному внушению: они выразили заветную думу и молитву народа, милостью Божией освободившегося от тяжкого плена». А в наше время люди должны освободиться из потребительского плена, заново после атеистической эпохи воссоздать православную Россию. И вот теперь зажжется Божия свеча над Саранском. Святые равноапостольные Мефодий и Кирилл будут напоминать, что «ими бо начася на сроднем нам язьще словенстем Литургия Божественная и все церковное служение совершатися, и тем неисчерпаемый кладезь воды текущия в жизнь вечную дадеся нам». Да, нужно заниматься не мирским домостроительством, а домостроительством нашего спасения, потому что все мы – родственники у Бога.
Авель Комбаев