Торжество Православия – это победа Святой Церкви над темными силами, над теми, кто распинает Господа нашего Иисуса Христа в своем сердце. Свет во тьме продолжает светить до тех пор, пока не сбудется Откровение Иоанна Богослова. Придет Спаситель судить мир, который перед своим концом будет доведен до крайней степени безбожия. Хотя час наступления Страшного Суда ни одному человеку неизвестен. Все находятся в ожидании. Так было и в Византийской империи, когда правители-еретики захотели стать выше Бога и начали утверждать свои догматы веры. Разве может грешный и ничтожный человек изменить Божественные законы бытия? А через иконоборчество императоры-отступники хотели продлить себе политическую жизнь, договориться с язычниками, чтобы остаться у власти. Тогда многие не понимали, что, идя против Бога, грешники обрекают империю на гибель. То же самое произошло и с нашим Отечеством, когда народу после 1917 года пришлось расплачиваться за богоотступничество. Правда, в отличие от Византийской империи, Святая Русь получила свое второе спасительное Крещение. «Русские, – писал киевский митрополит Илларион, – приняли православие последними, но будут в христианстве первыми». Не смогли никакие кровавые репрессии убить веру в людях. Денно и нощно идет борьба с лукавым, который изобретает новые способы овладения человеческими душами. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл пишет о празднике Торжества Православия: «Когда устанавливался этот праздник, многие верили, что никогда более не будет попыток исказить слово Божие и замутнить смысл Божественных заповедей. Мы знаем, что эти надежды не оправдались. Наверное, до скончания века враг рода человеческого будет смущать умы, будет искушать, будет провоцировать на действия от полного неприятия слова Божия до хитроумного его искажения, вплоть до утраты всякого смысла. Человеческая история наполнена многими подвигами людей – борьбой с самим собой, борьбой со своими грехами, борьбой за чистоту слова Божия… Верим, что и человеческая история, которой присуще все – и отказ от Бога, и героическое хранение веры, и страшные искушения, соблазны, преступления, и величайшие взлеты человеческого духа, и явления святости – все это завершится торжеством веры».
В первое воскресенье Великого поста в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» собралось большое количество верующих, желающих причаститься.
По завершении Божественной литургии протоиерей Николай Брындин произнес проповедь:
– Дорогие братья и сестры! Сегодня у нас радостный день – мы воспоминаем событие, произошедшее на Седьмом Вселенском Соборе. До начала восьмого века Церковь Христова незыблемо пребывала в учении о почитании святых икон. И вот в Византийской империи появилась ересь, именуемая иконоборчеством. Правителем был издан указ, которым запрещалось христианам чтить иконы. «Это идолы и вы им не должны поклоняться», – говорили отступники. Они стали выносить из храмов иконы и уничтожать их. Почти сто лет пребывала эта ересь в умах и сердцах людей. А чтителей святых икон с большой жестокостью преследовали — лились слезы, многие приняли мученическую смерть. И по воле Божией в 787 году от Рождества Христова был созван в городе Никее Седьмой Вселенский Собор, на котором отцы Церкви осудили ересь иконоборчества. Но потом с новой силой греческие императоры воздвигли безумное гонение на святые иконы. И только благочестивая царица Феодора восстановила решение Вселенского Собора, произнеся следующие слова: «Кто не поклоняется и не почитает изображений Господа, Богородицы и святых, да будет проклят!» После этого Патриарх Константинопольский Мефодий составил чин Торжества Православия, который и поныне совершается в наших церквах в первую Неделю Великого поста. По принесении молитв Церковь анафематствует, то есть отлучает от единения с собою еретиков — все тех, кто не верует в Бога, не чтит святых икон. Апостол Павел говорит: «Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, марáн-афá*. //*Да будет отлучен до пришествия Господа» (1 Кор. 16, 22). А иконопочитание утверждается Священным Писанием. Давайте, братья и сестры, обратимся опять к истории. Правитель Авгарь был поражен неизлечимой болезнью – проказой. Узнав о чудесах, совершаемых Иисусом Христом, князь отправил художника к Спасителю, чтобы запечатлеть святой образ. И тогда Господь взял плат, отерся им и на ткани появился Его лик. Авгарь с благоговением принял святой образ Господа, поклонился ему и почувствовал большое облегчение от болезни. Вот так появился Нерукотворный образ Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Еще вспомним, братья и сестры, историю с изображением Божией Матери. Мы знаем, что апостол и евангелист Лука был искусным врачевателем, образованнейшим человеком своего времени. Он умел также рисовать. После Вознесения Господня Пресвятая Богородица пребывала в Иерусалиме, а вера Христова уже распространялась по другим городам и весям. Поэтому христиане хотели видеть Божию Матерь, но в то время не было ни фотографии, ни прессы. И апостол Лука по просьбе верующих людей написал первые иконы Божией Матери, держащей на руках Предвечного Младенца. Предание гласит, что было создано четыре или шесть святых ликов. Также в одном из преданий сказано, что святые иконы Божией Матери были написаны на доске стола, на котором совершалась Тайная Вечеря. И когда Царица Небесная увидела иконы, Она изрекла: «Да пребудет с этими образами благодать Божия на людях». А ведь в чем заключается ересь иконоборчества? Хулители веры Христовой говорили о том, что иконы – это идолы. Какая глупость! Мы почитаем не доски и не краски, которыми написаны лики святых. Мы почитаем Первообраз Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и святых угодников. Например, когда вы держите в руках фотографию близкого вам человека, вы же вспоминаете его, а не поклоняетесь бумаге. Поэтому мы, верующие люди, взирая на икону, обращаем свой ум к Богу. Святой Иоанн Дамаскин говорит: «Если ты скажешь, что должно возноситься к Богу только мысленно, умом, – то я скажу тебе: отвергай в таком случае все видимые обнаружения молитвы, отвергай поклоны, благоухание кадила, не произноси самых молитв… Или ты сам бесплотен, если презираешь все видимое? А я человек, плотью обложенный, и потому желаю иметь видимое посредство в моем общении с Невидимым Богом и святыми Его…». Икона есть окно в иной мир, а каноническое письмо изображает святых с обратной перспективой, то есть отличается от объемной живописи. Так вот Седьмой Вселенский Собор осудил ересь и мы сегодня празднуем победу Православия. Господь говорил: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ея» (Мф.16,18). Святая Церковь будет с нами до второго присшествия Спасителя на землю. Перед кончиной этого мира соберется Восьмой Вселенский Собор, чтобы осудить правящего антихриста и его царство. И сегодня мы радуемся Торжеству Православия. Как же не ликовать сердцу, если более трехсот человек причастились. В храме Божием мы умиротворяем свою душу. Не забывайте, что стяжать мир можно в том случае, если каждый из нас будет православным человеком не по названию, а по образу жизни. Не оставляйте, братья и сестры, Святую Церковь и Бог не оставит вас! Господь любит нас больше, чем мы любим себя. Он ради нас принял вольные страдания на Кресте. Вот как простирается любовь Божия. И если человек делает хотя бы один шаг навстречу Богу, то сам Господь делает множество шагов. Он никогда не оставляет человека и все готов сделать для спасения людей. Мы должны ходить в храм. Это наша обязанность, потому что через совместную молитву у нас появятся силы на труд и созидание семьи. Почему сегодня царит немирное состояние вокруг нас? Да потому, что мы сами не имеем мирное состояние духа. И верующие люди идут в церковь, чтобы черпать через Таинства благодать Святаго Духа для своей жизни. Если мы оставим Бога и Церковь, то тогда потеряем духовные ориентиры. Да не будет так, братья и сестры! Еще мне радостно, как пастырю, видеть детей в храме. Они – наше будущее, поэтому мы должны воспитывать их верующими людьми. А то они вырастут и тоже будут говорить: «Нас не научили ходить в храм, читать молитвы». Тогда они тоже будут блудить и только через скорби, болезни смогут прийти в храм. Зачем ждать такие несчастья? Пусть дети молятся и у них жизнь сложится лучше нашей. Многие из нас выросли в безбожных семьях, в результате чего мы совершили большое количество грехов и видим, что наша жизнь приобретает неожиданные повороты. А вот если дети с раннего возраста находятся в Церкви, то они живут верой в Бога. Для них это естественно. Братья и сестры, давайте весь Великий пост молиться вместе, поддерживать друг друга духовно, причащаться как можно чаще, чтобы в Светлую Пасху Христову нам воспрянуть душой. Всех вас поздравляю с памятью первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи. Хотелось бы сказать, что третье обретение честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна произошло в абхазском горном селе Команы. Оно находится недалеко от нашего Отечества. Поздравляю вас, братья и сестры, с воскресным днем, с Торжеством Православия. Божие благословение вам на добрые дела. Храни вас Господь!
Авель Комбаев