Как только не называли историки Первую мировую войну: и Вторая Отечественная, и Германская, и Великая. Потом большевики на нее повесили ярлык империалистической войны и волею непредсказуемой судьбы были незаслуженно забыты славные герои той противоречивой эпохи. Например, мой прадед Феодор Дмитриевич прошел всю войну, а потом принимал участие в Гражданской. В советское время власть замалчивала о событиях Первой мировой и не почитала участников боевых сражений. Поэтому прадед вынужден был трудиться до 86 лет, потому что он жил без пенсии. «Пули свистели, много воинов погибало, когда шли в атаку, — вспоминал прадед. — Я про себя читал молитву и Господь помог. Только однажды ранило в ногу».
Первая мировая для России на самом деле не была империалистической войной, потому что тогда с новой силой разгорелось многовековое противостояние с Западом, который хотел уничтожить православную монархию. Не случайно так называемые демократические режимы помогали осуществлению и Февральской революции, и Октябрьского переворота. Христианскую цивилизацию попытались убрать с политической карты мира. И не следует забывать о том, что сама Россия не хотела этой войны. Она всячески старалась урегулировать назревающий конфликт дипломатическим путем. Еще накануне кровавых событий, 29 июля 1914 года, Николай II отправил Вильгельму II телеграмму с предложением «передать австро-сербский вопрос на Гаагскую конференцию», но ответа от германского императора не последовало.
Когда была объявлена Первая мировая война, Саранский уезд незамедлительно отреагировал на это сообщение. 21 июля (по старому стилю) 1914 года городская Дума собралась на чрезвычайное заседание. Вот что можно прочитать в постановлении:
«Саранская городская дума в составе 21 человека гласных, выслушав Высочайший манифест от 20 сего Июля об объявлении войны, ПОСТАНОВИЛА: послать г. Пензенскому губернатору следующую телеграмму: Саранская Городская Дума покорнейше просит Ваше Превосходительство повергнуть к стопам ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА верноподданнические чувства любви и преданности и готовность принести на алтарь Отечества свою жизнь и достояние в предстоящей борьбе с врагами России».
И началась мобилизация населения на борьбу с врагами России. Но кто знал, что она обернется трагическими последствиями для тысячелетнего великого государства. Например, из Саранского, Ардатовского и Инсарского уездов было отправлено на фронт 10,7 тысяч человек. Практически все они не вернулись. Почти половина трудоспособного населения оставила деревню и это сказалось на состоянии сельского хозяйства. Поголовье скота уменьшилось, сократились посевные площади на 50 процентов, потому что некому было обрабатывать землю. Эти цифры приведены по трем уездам. А что говорить о всей стране? К 1917 году большинство промышленных предприятий не функционировало. В итоге начался продовольственный кризис, крестьяне срывали хлебопоставки. В архивном фонде Саровского мужского монастыря сохранилась телеграмма, адресованная Тамбовскому губернскому комиссару 21 апреля 1917 года. «По просьбе жителей села Кременск Ардатовского уезда Нижегородской губернии Саровская пустынь нашла возможность отпустить им двести пудов семенного овса, – говорится в телеграмме. – Этим просители не удовлетворены – высказали, что они самоуправно отворят Саровские житницы. Саровская пустынь просит защиты, так как овса имеется только лишь для своих нужд, но и тот прежних лет…» Уже тогда в селах обострялась ситуация до крайности. Поэтому неудивительно, что после Октябрьского переворота озлобленное население пошло грабить церкви и убивать духовенство. Война превратила людей в зверей. «И жег людей сильный зной; и они хулили имя Бога, имеющего власть над сими язвами, и не вразумились, чтобы воздать Ему славу. Пятый Ангел вылил чашу свою на престол зверя; и сделалось царство его мрачно, и они кусали языки свои от страдания, и хулили Бога Небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих» (Откр. 16, 9-11).
– Если в начале наблюдался патриотический подъем, то потом люди сполна почувствовали на себе все тяготы войны. Возвращались солдаты с фронта инвалидами и они рассказывали о страшных событиях на передовой. Не следует забывать, что Россия в годы Первой мировой войны потеряла больше солдат, нежели другие страны, входившие в Антанту. Поэтому к 1917 году настроение в обществе кардинально поменялось, – рассказывает сотрудник Центрального государственного архива Мордовии Наталья Николаевна Терешина.
А пока местное население верило, что война закончится быстро и выражало поддержку Царю и Отечеству. Так, 23 сентября 1914 года в Саранской городской думе был заслушан доклад о том, что для «помещения 100 человек раненых предоставлены бесплатно дома П.Ф.Каменщикова на 2-й Покровской улице, И.П.Константинова на 2-й Троицкой улице, И.Д.Равкина на Рождественской улице и Т.Г.Елисеева в Нижних Тарасах». Отопление этих квартир производилось за счет городского бюджета. Многие жители Саранска готовы были предоставить свои дома для размещения раненых. Кстати, все делалось на добровольных началах. Люди не думали о наживе, как это часто происходит сейчас. Даже сам городской голова Михаил Георгиевич Никитин отдал свой дом на Ильинской под лазарет. А 15 декабря 1914 года городская Дума постановила открыть приют для девочек с мастерскими при нем. В приют должны были приниматься дети нижних чинов и ратников ополчения, призванных на войну. В документе говорится: «…Уполномоченный от состоящего под АВГУСТЕЙШИМ покровительством ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ АЛЕКСАНДРЫ ФЕДОРОВНЫ попечительства о трудовой помощи Статский Советник Иван Михайлович Поярков в виду оказания помощи детям призванных на войну и семьям, пострадавшим от недорода хлебов в нашей местности, находит полезным учредить детский приют в Саранске. Имея в виду, что приют для мальчиков, хотя и небольшой, имеется в городе Саранске, городской голова находит необходимым открыть приют для девочек, на содержание которого, за неимением местных средств, испросить пособие от попечительства трудовой помощи». Для размещения приюта отвели деревянный дом на Успенской площади.
С 1910 года на территории Саранска дислоцировался Виндавский 180-й пехотный полк, на содержание которого в годы Первой мировой войны было потрачено 40 тысяч николаевских рублей. По архивным документам известно, что в 1915 году около Тихвинской церкви (в настоящее время улица Васенко) отвели на выгон десять десятин городской земли и семнадцать десятин для учебного плаца. Там же находились Анастасиевская богодельня и Тихвинское кладбище, на котором покоились участники военных событий. Впоследствии это захоронение большевики сровняли с землей, до недавнего времени на том месте располагалась школа №17.
– У нас есть метрические книги, позволяющие по крупицам собрать скудную информацию о солдатах, – говорит Наталья Терешина. – Так, например, сохранилась запись о том, что полковым священником был Александр Цветков. Он совершал Таинство Венчания, молитвенное поминовение и чин прощания с усопшими чадами Православной Церкви.
18 июня 1917 года, после двухдневной артиллерийской подготовки, 11-я и 7-я армии Юго-Западного фронта перешли в наступление. Благодаря хорошим результатам артиллерийского огня и действиям отборных частей в первые два дня наступления был достигнут некоторый тактический успех, в связи с чем Саранская Дума постановила: «По случаю наступления русских войск и одержанной 18 и 19 июня победы совершить молебен, послать приветственную телеграмму Военному министру, затем устроить манифестацию и митинг, просить гласных М.А.Тарасова и А.Г. Овчинникова выработать программу митинга и манифестации».
Историки отмечают, что Первая мировая война принесла нашему Отечеству крупные победы в таких боевых действиях, как Галицийская битва, Брусиловский прорыв и операция на Кавказе. Между тем сама Россия катилась по наклонной в пропасть. Впереди ее еще ждали многочисленные митинги и манифестации, правда, уже по другому случаю. Офицеры были лишены своих привилегий и смещены, формировались солдатские советы, а отсутствие дисциплины привело к тому, что армия была сведена на нет, войсковые части превратились в вооруженные шайки, не представлявшие никакой силы в военном отношении. Зато они могли разрушить Российскую империю. Русский генерал Антон Иванович Деникин говорил: «Нет силы в той безумной вакханалии, где кругом стремятся урвать все, что возможно, за счет истерзанной родины». В сердцах человеческих царило духовное оскудение, повлекшее за собой отречение от Спасителя и православных основ русской цивилизации. Дескать, мы построим новый справедливый мир без Бога, но рай без Господа обернулся для народа кромешным адом.
По словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, «по крайней мере 400 с лишним лет предпринимались попытки расколоть и разделить Русский мир. Когда мы говорим «Русский», то не следует трактовать это так, как это делают наши недоброжелатели, говоря о Российской империи и о Советском Союзе. Речь идет о Русском мире, речь идет о великой русской цивилизации, вышедшей из Киевской купели Крещения и распространившейся на огромные просторы Евразии. Вот эта самобытная цивилизация, в основе которой – Православие и нравственные ценности Православия, – более 400 лет не дает покоя тем, кто в этой мирной цивилизации видит некий вызов своим собственным идейным установкам. И мы знаем, что всякий раз, когда на Отечество наше нападали враги, то главное, что они хотели сделать, – это разделить наш народ и особенно оторвать южные и западные русские земли от единого мира».
Предвещала ли Первая мировая война распад единого Русского мира и за что проливали свою кровь наши предки? «За Веру, Царя и Отечество!» – это вовсе не пустые слова. Прошло сто лет и время показало, что Россия без Православия и настоящих патриотов не выживет как самостоятельная держава и защитница веры Христовой.
Авель Комбаев