Если человек жив душой, то он и телом будет жив

Размещено Авг 9, 2014 в Из жизни прихода, Избранное, Новости епархии, Новости Храма, Свежие записи, Сестричество | 0 комментариев

Если человек жив душой, то он и телом будет жив
Протоиерей Андрей Копейкин, председатель Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Саранской и Мордовской епархии, посетил Ялгинский детский дом-школу. К ребятам батюшка приехал не с пустыми руками. Он оказал денежную помощь для организации отдыха в Крыму.
Сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, уезжают в Алушту за незабываемыми и неповторимыми впечатлениями. Черное море, южное солнце и золотистый песок под ногами — это один из самых лучших подарков для подрастающего поколения Мордовии. В такое путешествие на Крымский полуостров дети отправляются впервые. В ходе оздоровительного отдыха их ждет очень насыщенная программа. Отец Андрей совершил вместе с воспитанниками Ялгинского детского дома-школы водосвятный молебен о благополучном путешествии.
«У нас дети ездят на море ежегодно, но в этом году самая большая делегация, — отмечает директор детского дома Николай Николаевич Николаев. — IMG_0036В Крым отправится 21 человек, еще 10 ребятишек — в Краснодарский край. С Русской Православной Церковью мы сотрудничаем вот уже на протяжении многих лет. Благодаря Отделу по церковной благотворительности и социальному служению Саранской и Мордовской епархии  наши дети обогащаются духовно. Мы это видим и ценим. Кроме того, Церковь помогает туалетными принадлежностями, одеждой, организовывает паломнические поездки по святым местам России. Например, этой зимой мы ездили в Серафимо-Дивеевский монастырь». 
Дети, увидев батюшку, обрадовались. Их лица просто засияли от улыбок. Отец Андрей рассказал ребятам одну интересную историю из своей жизни. Когда он окормлял в Мурманске интернат для детей с пороками сердца, случайно познакомился с испанцами. Они приехали, так сказать, навестить вторую родину. Дело в том, что во время Великой Отечественной войны испанские коммунисты отправляли своих детей в Советскую Россию. Здесь они получили хорошее образование и после совершеннолетия вернулись в разрушенную войной Испанию восстанавливать свою экономику. «Благодаря России мы выучились и достигли высокого уровня жизни. А теперь мы хотим помочь вашим детям-сиротам», — говорили испанцы. IMG_0008Они на все лето брали воспитанников интерната на Майорку. Восхитительная дикая красота природы подарила истинное наслаждение сиротам. Нужно было видеть, с какой истерикой они возвращались в Мурманск с его длинными полярными ночами!
Конечно, социальное учреждение не заменит сиротам теплоту семейного очага. Такие слова, как «мама» и «папа», они не произносят, а это сказывается на их духовном состоянии. Мне близка тема сиротства, потому что моя мать тоже воспитывалась до девяти лет в одном из советских интернатов. В хрущевское безбожное время было очень тяжело находиться в таких учреждениях. Недавно я записал воспоминания своей матери.
По обеим мокрым сторонам грязной дороги при низком скучном небе стояли почти голые деревья и стряхивали они последние листья со своих веток. Дело шло к первому снегу.
— Подойди сюда, — обратилась ласково женщина с круглым лицом, выглядывая из остановившейся машины. – Ты чего плачешь?
Девочка в красном пальтишке, совсем бледная, с синими прожилками на висках, со следами слез на щеках, терла глаза тонкими ручонками и не могла придумать никак, что ей делать одной посреди луж на безлюдной дороге.
— Я заблудилась и не могу выбраться отсюда.
— А где же твои родители?
— Я поехала в больницу навестить свою маму, — слабым голосом, похныкивая после долгого одинокого рыдания, говорила девочка, — села ни в тот автобус и вот уехала далеко — в какое-то село попала.
— Пойдем скорее. Садись в машину и покажешь, куда тебя везти, — позвала заботливо женщина ребенка, открыла дверь, и девочка по-шустрому забралась в машину.
  Так шестилетняя Лида запомнит одно из детских событий своей жизни. Врачи разрешили девочке находиться целыми днями у кровати больной матери, оставаться на ночь в палате. Она с детским рвением вместе со своей тряпичной куклой ухаживала за матерью, приносила еду и просто сидела рядом с ней, сочиняла всякие небылицы, уверяя в их правдивости.
         Когда в детской памяти запечатлелся март, а тогда на улице было много воды и все ходили в резиновых сапогах, Лида еще не осознавала потерю. Мать отвезли на телеге в крашенном гробу от бедности, и остались только отрывки тех дней на всю будущую жизнь с чувством томящей грусти наподобие того, что вот помяли или скомкали бумажный листок, а потом ты его разглаживаешь очень долго, горько жалея о чем-то, и бережно хранишь до конца жизни.
        Девочка Лида попала в интернат, где нужно было бояться людей и бороться за себя, прятать свои мечты в глубоких местах детской души. О них никто не должен был узнать, потому что чужие люди не поймут, а злые будут насмехаться.
        Каждое утро ровно в семь часов дети, как солдаты, заправляли вшивые постели, умывались, чистили ботинки, шли строем под пионерские песни на зарядку, завтракали, учились, мылись в бане, играли. Все это делали они в одинаковой одежде под надзором дежурного воспитателя. А по ночам некоторые дети стояли босиком на ледяном полу за какую-нибудь провинность.
— Зачем у меня из сумки взяла и откусила кусок колбасы? – спрашивала с ухмылкой ехидная старая учительница, получавшая наслаждение от битья мелом по детской голове.
— Есть захотелось, — отвечал ребенок.
      Разные были у Лиды мечты: съездить к морю и посмотреть, что оно из себя представляет, попробовать дефицитный виноград, но особенно девочке хотелось погрызть обычное сочное яблоко с дерева. И не было того человека, кто бы принес ей это яблоко.
      Однажды она заболела ангиной. Девочка в темном душном изоляторе смотрела в окно, за которым шли люди по своим делам, и стало ей завидно, что там живут свободно, и ей тоже захотелось на волю к тем людям. Недолго раздумывая, она открыла облезлое прогнившее окно и вырвалась на свободу. Лида бежала в той самой вязаной шапочке, которая ей понравилась очень и она украла ее у Светки Карповой. Бежала от радости, вдыхая запах свободного свежего воздуха, и ей казалось, что все вокруг особенное, выглядит как-то по-новому городская обстановка в ослепительных лучах пробуждающегося весеннего солнца. В детском уме сама по себе  появилась маленькая надежда на большое будущее.
— Что случилось? – спросил дедушка с окладистой седой бородой и пушистыми усами, закрученными по старинной моде.
— Дедка, — так называла Лида близкого и единственно-родного человека, — прошу, умоляю тебя, ради Бога, забери меня жить к себе. Я буду тебе мыть полы, стирать, лечить тебя буду – только забери меня оттуда.
         У девочки в душе образовалась любовь к живой природе, когда она уже на свободе плавала в корыте во время разлива реки, каталась на качелях, гуляла по саду, где своими пухлыми пальчиками трогала листья диких трав, нюхала цветы, дула изо всех сил на одуванчики, морщилась и выплевывала кислые ягоды крыжовника, разглядывала птиц, муравьев, ярких солдатиков на коре деревьев, удивлялась взмахам крыльев цветных бабочек, смотрела с открытым ртом в голубое хрустально светящееся топазовое небо и любовалась  синим васильковым полем по дороге на кладбище. Все создавало радость ребенку.
       Теплыми летними вечерами, когда в небо от знойного дня поднимался душистый пар  с ароматом полевых трав и тлел запад от захода солнца, сидел дед с внучкой на лавочке. Ребенок руками отгонял комаров и мечтал вслух:
— Вот, дедка, продадим мы с тобой уголь и на эти деньги поедем купаться на море.
  Дедушка, хлебнувший беды на своем веку сполна, соглашался с детской мечтой и думал о своем.
Зимними вечерами дедка с ней пил чай с вишневым вареньем и Лида фантазировала, как она станет артисткой.
— У них жизнь другая – красочная, — говорила девочка. – И буду я путешествовать по разным городам.
     Но вот во сне Лида тосковала, как будто все время она идет в больницу навещать мать по самой длинной дороге, по которой предстояло еще девочке Лиде пройти свою жизнь.
К счастью, в современной России все по-другому. Гонения на Православную Церковь прекратились, и люди могут через веру в Бога преодолевать житейские невзгоды. Наверное, сегодня на первом плане стоит проблема не материальная, а именно духовная. Свободное общество живет в достатке и комфортных условиях. Многие не хотят жертвовать материальным благополучием ради Христа. Если простые рыбаки, апостолы Иоанн и Иаков, услышав слово Спасителя, сразу же последовали за Ним, а вот богатый юноша отказался. «Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф. 19, 21-23). Поэтому так и важно научить детей понимать Слово Божие. Ведь за ними будущее России.
«В интернат часто попадают дети из неблагополучных семей и здесь первоочередная задача священника — сделать все возможное, чтобы у них проснулась любовь к Богу. Дети могут быть озлобленными и они помнят, как к ним относились в семьях, — говорит протоиерей Андрей Копейкин. —  Нельзя допустить, чтобы воспитанники интернатов думали: «Мир для нас враг». И вот как раз мы должны разбудить детские души. Знаете, Господь видит все и любит всех. И эту любовь необходимо воспитывать в подрастающем поколении. Если человек жив душой, то он и телом будет жив. Тогда для общества не потеряется ребенок: он не станет преступником. Этому и посвящена наша работа. Помимо того что мы с детьми занимаемся в духовном плане, еще и педагогам нужно обращать внимание на социальную составляющую. Их воспитанники должны уметь отличать хорошее от плохого, должны понимать, что не все будут во взрослой жизни к ним относиться по-доброму. Вот к чему они должны быть готовы. Господь каждому человеку дает испытания, которые ему по силам. И вместе с преподавателями детских домов мы просто обязаны все это донести до ребят».  
IMG_0028
На прощание воспитанники Ялгинского детского дома-школы сфотографировались с батюшкой и пригласили его на торжественную линейку, посвященную Дню знаний. Новый учебный год уже не за горами, он подкрадывается незаметно, а пока дети уезжают отдыхать в Крым. Отец Андрей  пожелал ребятам доброго пути и Ангела-Хранителя в дорогу.
Авель Комбаев 

Оставить ответ

Перейти к верхней панели