«До Преображения Господня нельзя есть яблоки», — с детства откладываются эти слова в глубине нашей памяти. Почему нельзя и что такое Преображение? Слово-то какое красивое и непонятное! А вот залезть ночью в соседский сад и нарвать кучу сладких и сочных яблок — большое искушение. Руки так и тянутся к забору, но сосед грозится крапивой проучить маленьких воришек.
Преображение Господне… Полное понимание смысла праздника приходит с возрастом, когда начинаешь с матерью ходить в церковь и учить наизусть пока еще крохотные молитвы. Помню, однажды, в далекое советское время, приехав в Москву, мать меня повела в храм Всех Святых, что на Соколе, и мне запомнился там яркий теплый свет, исходящий от восковых свечек. И люди мне показались какими-то особенными — их лица тоже светились. Вот так началось преображение моей детской души. Порой удивляешься тому, что неисповедимы пути Господни. В храме Всех Святых есть боковой придел в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», а сейчас я тружусь в одноименном храме.
Каждый из нас преображается, когда мы идем к Богу. Господь взошел вместе с тремя учениками на гору Фавор, и во время молитвы «вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею» (Лк. 9, 29). На святой горе, за 40 дней до распятия, Христос беседовал с пророками — Моисеем и Илией — о грядущих днях Своих крестных страданий. Так и мы, беседуя со Христом, преображаемся. Спаситель нам всем показал на Фаворе славу Божию и красоту вечной жизни. Он пришел к нам, грешникам, в образе человека, и пришел Он на землю не для того, чтобы покорить мир и навязать Свое учение, а чтобы преобразить нас Своим нетварным Светом. Так как же мог Христос показать ученикам, что Он действительно является Единородным Сыном Божием? Вот Он и осенил Божественным Светом апостолов, подобно тому как ночью во время дождя внезапная молния озаряет тьму и человек содрогается. Апостолы — Петр, Иаков и его брат Иоанн — тоже в первый момент были напуганы, но затем у них прозрели духовные очи: « И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте» (Лк. 9,35). Настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерей Андрей Копейкин в своей праздничной проповеди отметил:
«…Преобразившись таким образом перед Своими учениками, Господь явил им Свою Божественную сущность. Всегда события, которые предзнаменовали примеры укрепления веры в Бога, происходили на горах. Также как и Моисей получил заповеди Божии на горе Синай, ученики Христа получили укрепление в вере на горе Фавор. Причем не все стали очевидцами Преображения Господня — только Петр, Иаков и Иоанн узрели Фаворский свет. Спаситель запретил им говорить об этом до Своего Воскресения, и они должны были, укрепившись в вере, вести за собой других учеников Господа».
Отец Андрей сравнил молящихся с апостолами: нам нужно христианским словом поддерживать тех, кто еще не пришел к Богу, но и не забывать, что каждый православный христианин является безмолвной проповедью для окружающих его людей. Не обязательно что-то говорить – обязательно не давать повод для осуждения и искушений, и тогда окружающие увидят разницу между верующим и неверующим человеком. Батюшка пожелал всем, кто пришел в храм на праздник Преображения Господня, Божией благодати: «Пусть частичка той благодати, которая снизошла на апостолов с Фаворской горы, просветит и очистит каждого из вас от всякой скверны, гнева и нужды».
Преображение человеческой души начинается с малого, потому что мы не можем сразу избавиться от пороков и страстей, мешающих нам жить с Господом. Духовное восхождение на свою гору сопровождается постоянным падением, но идти нужно по-любому, ибо верующий во Христа имеет жизнь вечную (см. Ин. 6,47).
Великий праздник сегодня – даже природа ликует вместе с нами. В канун Преображения Господня, после дождя, появилась радуга над Саранском. В дымке вечернего заката она повисла над яблоневыми садами, словно мост, соединяющий человека с Богом.
Авель Комбаев