Перед началом нового учебного года в православных храмах России необычайно многолюдно. С утра пораньше приходят дети на Божественную литургию — они прикладываются к иконам, исповедуются и причащаются Святых Христовых Таин; они молятся о том, чтобы Господь помог им постигать науки, не сойти с правильного жизненного пути и обрести крепкую, живую веру в Бога.
На самом деле, это очень тяжелый духовный труд, особенно для ребенка. Здесь требуется усердие и настойчивость, желание направлять полученные знания на служение Богу и людям. Ведь без Христа человек ничто, ибо он сотворен по образу и подобию Божию. Это пусть атеисты считают, что человек произошел от обезьяны, потому что они верят в случайности. Когда их, например, спрашиваешь, почему мы ходим и разговариваем, дышим и любим, они в ответ размышляют о движении материи, о Большом взрыве, давшем начало Вселенной. Но где душа в их мировоззренческой картине? Неужели материя в состоянии сама по себе рождать жизнь? Разумеется, нет. Поэтому ученые не могут синтезировать в своих лабораториях живые организмы. И наша привязанность к материальному миру разрушает душу, делает нас биороботами. Не случайно атеистическая западная цивилизация занимается клонированием и другими кощунственными экспериментами над человеческой природой. Это своего рода отрицание Божественной сущности Вселенной. В конечном итоге мы видим, во что превращается человек.
31 августа настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерей Андрей Копейкин на Божественной литургии читал Святое Евангелие от Матфея. И там как раз речь шла о богатом юноше, который в силу своей привязанности к материальному миру не смог пойти за Христом. Все у него было: и имение, и знания, и высокое социальное положение, но он не знал, как обрести вечную жизнь, потому что материальный мир притупил его внутреннее духовное зрение. Накормлен, обут и одет, живет в роскоши — что еще нужно для человека? Этот юноша даже ветхозаветные заповеди соблюдает, но где-то у него в глубине сердца точит червяк сомнений. И вот молодой человек хочет узнать у Христа, с чего начинается путь спасения в вечную жизнь. Господь отвечает ему: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, и следуй за Мною» (Мф. 19, 21-22). Юноша, услышав эти слова, опечалился и не последовал за Христом. Наверное, у него не хватило мужества расстаться с земным богатством. В этом эпизоде мы видим, что без духовного совершенствования человек становится материальным существом, погрязшим в грехах. Отсюда и берет начало атеистическое мировоззрение. Потребность в Боге — вот что делает человека свободным и самодостаточным. Через молитву ребенок получает душеполезные знания и не будет лишен ценностных ориентиров.
Ярким примером сказанному может служить житие преподобного Сергия Радонежского. Отрок уступал своим ровесникам в грамоте, но однажды он повстречал старца, который благословил мальчика, а потом подал ему частицу святой просфоры и повелел съесть. Впоследствии будущий игумен земли Русской начал успешно овладевать грамотой.
Протоиерей Андрей Копейкин после молебна окропил учащихся святой водой и в своей воскресной проповеди напомнил о том, что именно Сергий Радонежский является святым покровителем учащихся:
«Дорогие братья и сестры!
Сегодня вы пришли в храм, чтобы получить благословение на новый учебный год. Мы молились на Божественной литургии и чувствовалось, как переживают и волнуются ученики, родители и те учителя, которые пришли в храм Божий попросить у Господа помощи в наставлении своих чад во время учебы. Все вы получили сегодня Божие благословение, причастились, и я надеюсь, что Господь наш Иисус Христос по нашим молитвам не оставит ваши просьбы без внимания — каждому из вас пошлет разумение, как это случилось с преподобным Сергием Радонежским. Он обратился к старцу и попросил познания Слова Божия. По молитве Господь не просто дал отроку премудрость, а дал ему славу в лучах Своей благодати. Я искренне надеюсь, что Божественная литургия и тот молебен, на который вы сегодня пришли, будут поддерживать ваши духовные силы на ниве учения и на ниве познания. Храни вас Господь, Матерь Божия, и Ангела-Хранителя вам на весь учебный год».
В современном мире трудно воспитывать детей в Православной вере — повсюду соблазны, а неверие в Бога стало доминирующей парадигмой общества. При таком воспитании ребенок теряет свою душу, и педагоги начинают говорить о нравственном кризисе. Они ищут какие-то пути решения проблемы, но очень мало думают о том, что только вера Христова является истинной основой нашей жизни.
Преподобный Амвросий Оптинский по этому поводу писал: «…а для Вас довольно будет и того, если Вы позаботитесь воспитать детей своих в страхе Божием, внушить им православное понятие и благонамеренными наставлениями оградить их от понятий, чуждых Православной Церкви. Что Вы благое посеете в душах своих детей в их юности, то может после прозябнуть в сердцах их, когда они придут в зрелое мужество, после горьких школьных и современных испытаний, которыми нередко обламываются ветви благого домашнего христианского воспитания». Кстати, в страхе Божием воспитывалась целая плеяда российских ученых. Без всякого сомнения можно сказать, что русская наука вышла из монастыря. Так, например, ее основоположник — Михаил Васильевич Ломоносов — в юности прислуживал в храме, а потом поступил учиться в Славяно-греко-латинскую академию. Ученый на протяжении всей своей жизни был защитником веры в Бога, и его призыв к молодому поколению до сих пор остается актуальным:
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Возможно, кто-то из детей, присутствовавших на молебне, станет вторым Ломоносовым.
Авель Комбаев