
Русское монашество дарит людям свободу и подлинную любовь к ближнему. Сейчас многие ищут на стороне какие-то мнимые ценности, чтобы улучшить свою жизнь и жизнь остальных людей. Один знакомый правозащитник мне говорил, что нам, русским, изобретать велосипед в принципе не нужно — существует европейский вариант благополучной жизни, вот его-то и необходимо перенести на отечественную почву, вот тогда мы окажемся в долгожданном раю.
«А где же Бог при такой модели развития? Ведь не бывает честности и свободы без Бога в человеческой душе, -сказал я мечтателю. — Это уже получается толпа, объединенная пороком». К сожалению, он меня не понял, потому что европейское благополучие не подразумевает под собой духовное делание. Там выстраиваются отношения именно через земную суету: человека должен повсюду окружать комфорт, а коммуникабельность и искусственная улыбка на лице помогут вам сделать успешную карьеру. Естественные радости порождают пустоту. У нас же источник благополучия — христолюбие и молитвенный подвиг отдельно взятого человека, который может достичь определенной святости и взрастить в других душах любовь к Богу. Поэтому в лице монашества мы видим пример того, как обретается подлинная свобода человеческой души, как сила духовного труда может преобразить мирскую жизнь.
Однажды известного старца Николая Гурьянова спросили: «К Вам за Вашу жизнь приходили тысячи людей, Вы всматривались внимательно в их души. Скажите, что Вас больше всего беспокоит в душах современных людей — какой грех, какая страсть? Что для нас сейчас наиболее опасно?». На это батюшка ответил: «Безверие, и даже у христиан». Когда старец отошел ко Господу, одна женщина очень сильно плакала и начала мне рассказывать о том, как она с дочерью приехала к батюшке на остров Залита и расспрашивала его о дальнейшей судьбе своего ребенка. Отец Николай молчал и долго выводил палкой на песчаном берегу математические формулы. Впоследствии ее дочь поступила учиться на математический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова. Так вот, эта женщина, узнав о кончине батюшки, смиренно молилась и плакала перед образом Божией Матери. Чем больше таких слез мы проливаем, тем чище становится наша жизнь. Не случайно остров Залита называли благодатным островом Православия. Вся Россия шла туда за житейским советом и уходила оттуда уже совсем другой — духовно обновленной. То же самое происходит и в нашем Макаровском Иоанно-Богословском монастыре.

Авель Комбаев