Когда царь язычников спросил его: «Кто твой господин?», он, готовый пойти до самого конца своего крестного пути, ответил: «Господь мой — Владыка мой и твой. Ибо Он господин небес и земли». Разве мог сомневающийся человек сказать подобные слова? Поэтому дело здесь не в слабой вере. Христос был смыслом жизни для Фомы. Он ожидал Небесного Царствия, и вдруг Господа распяли. Как чувствовал бы себя обычный грешный человек в такой ситуации? Настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерей Андрей Копейкин в своей воскресной проповеди очень тонко подметил именно такое состояние души. Потерять близкого человека — это большое горе, если рассуждать в рамках земного бытия, но не стоит забывать христианину, что Господь каждого призывает к Себе в нужный момент, и мы должны радоваться тому, что близкий человек ушел в вечную жизнь. Батюшка привел в пример трагический случай из жизни израильского царя Давида. Когда у властителя заболел ребенок, он постился и очень сильно горевал. Многие даже подумали, что царь сошел с ума. А узнав, что сын умер, Давид успокоился. Слуги были удивлены подобным поведением. «И сказал Давид: доколе дитя было живо, я постился и плакал, ибо думал: кто знает, не помилует ли меня Господь, и дитя останется живо? А теперь оно умерло: зачем же мне поститься? Разве я могу возвратить его? Я пойду к нему, а оно не возвратиться ко мне» (2. Цар. 12: 22— 23). Вот так же и мы должны поступать. Нужно думать о спасении души, пока мы живы, на земле нужно плакать над своими грехами и очищаться через веру Христову. Конечно, мы можем, как святой апостол Фома, сказать в состоянии горя: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20, 25). Но ведь Фома сказал эти слова не от слабой веры, а, наоборот, из-за сильной любви ко Господу. Он всем сердцем желал, чтобы Христос воскрес, и воскресший Господь ему явился.