Блудные дети возвращаются к своим родителям. Эта житейская мудрость дает всякому человеку во исправление безграничную любовь к Богу и ближнему, дает шанс не потерять последнюю надежду на оправдание перед Спасителем. Блудный образ жизни отделяет нас от мира света и правды, и кажется, что нет выхода из отчаянной ситуации. Душа заперта в грехах на прочный замок. Кто его откроет? Где взять ключ? Ведь не случайно Святая Церковь в преддверии Великого поста установила Неделю о блудном сыне. Есть на кого посмотреть, чтобы содрогнуться, узреть собственный позор, который очень трудно заметить в угаре греховного существования, и покаяться. Вначале мы жаждем, как тот самый блудный сын из евангельской притчи, сытой и веселой жизни, полной удовольствий и различных богатств, стремимся обустроиться, переступая Божии заповеди. И все крепче и крепче запираем собственную душу в ловко расставленные сети. Настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерей Андрей Копейкин в своей воскресной проповеди напомнил прихожанам, к чему может привести вот такое блуждание без Бога. «Потеря жизненных ориентиров чревата гибелью, — говорит батюшка, — но великим источником надежд на спасение является только возврат к Богу. Он Своей Отчей рукой погладит вернувшегося блудного сына и простит». Так когда же наступает покаяние, через которое человек возвращается в отчий дом? У блудного сына этот переломный момент наступил во время голода, когда он истратил все деньги и стал жить вместе со свиньями. «Бедствие заставило образумиться грешника. А вспомним, как он надменно требовал от отца причитающееся ему наследство. Он не захотел жить с родными людьми и трудиться на земле», — продолжает свою мысль отец Андрей. Блудный сын с радостью, «собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно» (Лк.15, 13).
В сегодняшнем мире происходит то же самое. Человек, имеющий от рождения образ Божий, удаляется от Отца Небесного. Это часто проявляется и в пропаганде идеи космополитизма. Зачем вам нужна любовь к Отечеству и его православным традициям, если вы можете жить в комфортных условиях с либеральными ценностями? — задаются вопросом реформаторы нашей жизни. Только нужно отречься от Бога, от своего отчего дома и стать гражданином мира. Таких же позиций придерживался блудный сын из евангельской притчи. В итоге бездомный человек, как перекати-поле, оказывается гонимым по дорогам жизни. Он все время чего-то жаждет в этой пустыни греха и не может утолить свои потребности. Разве можно заниматься созиданием на зыбком песке без исторических корней? «Блудный сын увидел, как он скверно живет без близких ему людей, без родной земли и пошел просить отца о помиловании. Так же и мы должны искренне раскаяться и обратиться за назиданием к Богу, восстановить в своей душе образ Божий», — отмечает отец Андрей. Мы должны быть не гражданами этого суетного мира, а гражданами Небесного Царствия. И тогда Господь, как отец блудного сына из евангельской притчи, прижмет нас, кающихся грешников, к Себе. «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15, 22-24).
Отец Андрей в воскресной проповеди обратил особое внимание на поведение старшего жестокосердного брата, который не обрадовался возвращению самого близкого родственника в отчий дом. Отсутствие деятельной любви к другому человеку порождает зависть и обиды. Увы, мы часто забываем о том, для чего призваны в эту жизнь.
Здесь Вы можете послушать воскресную проповедь настоятеля храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерея Андрея Копейкина:
После Божественной литургии иерей Николай Овсянников совершил панихиду по всем усопшим, пострадавшим в годину гонений за веру Христову. Очень важно не забывать исторические уроки ХХ века, когда миллионы людей были замучены в угоду безбожной власти. Русская Православная Церковь причислила к лику святых большое количество новомучеников и исповедников, которые с великим мужеством взошли на Голгофу и остались верными чадами Спасителя. Они для нас являются духовными ориентирами и помощниками в преодолении окружающей скверной жизни. В современном мире способность свидетельствовать о Божией правде утрачивается под воздействием как раз великого множества соблазнов. И жизнь по тем стандартам, за которыми погнался блудный сын из евангельской притчи, продолжает манить целые народы. Господь сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14,6), но отлучение от Бога уже считается нормой жизни и обретением, разумеется, псевдосвободы. Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви связывают нас с Богом и родной землей, с ее глубокими историческими корнями.
«Мученики погибли, потому что не отказывались от Креста, — пишет в одной из своих проповедей Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. — Самим этим неотказом они свидетельствовали о Божией правде. Мучители хорошо знали, что это свидетельство может быть воспринято другими. Многие из них помнили слова Тертуллиана, а если не помнили, то опытно чувствовали опасность проливать кровь христианскую, ибо она может быть семенем для рождения новых во Христе спасаемых душ. И потому убийства и мучения происходили втайне. Мученики XX века погибали как мученики за Христа, но им не давали даже этого права. Их томили в одиночестве в замкнутом пространстве, в отлучении от мира, и многие из них, наверно, никогда не думали о том, что их подвиг, даже поименный, станет известен людям. Но замысел мучителей не оправдался, потому что со святыми мучениками был сам Господь. И какой глубокой тайной не были окружены гонения на христиан XX века, какой глубокой тайны не было окружено и это место, все стало явным — и имена святых мучеников, и имена тех мест, где проливалась их кровь».
Авель Комбаев