«Еще молимся о упокоении душ рабов Божиих, праотец, отец и братий, зде лежащих и повсюду, православных христиан». На мясопустную родительскую субботу, за неделю до начала Великого поста, православный народ идет в храмы поминать всех усопших – от Адама до наших дней. Время деформирует сознание общества: меняются эпохи, обстановка жизни, но молитва по-прежнему остается в душе, не имеющей возраста, живительным источником победы над смертью. Она до последнего издыхания сопровождает верующего человека, с нею мы рождаемся и предстаем перед Господом. В молитве, как в зеркале, отображается вся наша душа с ее грехами и благими делами. Поименно мы вспоминаем усопших родственников и просим Господа явить им Свою милость. Попали ли они в Царствие Небесное? Плачем и рыдаем в надежде на это. Ведь сами усопшие уже не могут покаяться в грехах, чтобы избегнуть тяжких страданий в загробной жизни.
В храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», в день перед Неделей о Страшном суде, были тоже вознесены молитвы о всех усопших христианах. Поставить свечку перед Распятием Господа нашего Иисуса Христа и вспомнить своих предков – долг каждого православного человека. В этом устанавливается духовное единство всех христиан, живших и живущих на земле. «Через спасительные молитвы Святой Церкви не прерывается наша объединительная связь с Господом и усопшими. Поэтому нам необходимо всегда помнить, что “Бог не есть Бог мертвых, но живых” (Мф. 22, 32)» , — говорит настоятель храма протоиерей Андрей Копейкин.
Батюшка совершает панихиду: жители Саранска крестятся, творя слезную молитву. Но наша грусть по усопшим должна быть светлой. Мы, христиане, понимаем, что печаль – один из восьми смертных грехов. Уходит из земной жизни близкий человек — значит на все воля Божия. В Святом Евангелии сказано: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте во славу Божию» (1Кор. 10,31). «Поэтому, дорогие братья и сестры, давайте всеми своими силами благодарить Господа за то, что усопшие жили на земле, общались с нами, а для кого-то были очень близкими людьми, — размышляет отец Андрей. – Сейчас для них только важны наши молитвы. Совершайте дела во спасение их душ». Хотим мы этого или не хотим, но душа все равно предстанет перед Божиим судом. К сожалению, не всегда люди думают о загробной жизни. «А зачем себе портить настроение?» — говорят многие и продолжают жить в потоке земной суеты, не вглядываясь в свою душу. Такой потребительский подход к жизни разрушает и человека, и зачастую того, кто рядом с ним находится. Помнить о часе смертном призывают нас святые отцы каждое прожитое мгновение. Но нужно не просто помнить на словах эту истину, а заниматься стяжанием Духа Святого.
«По причине своей греховной закоснелости человек не замечает свою душу, думает, что будет вечно жить на земле, и ограждается от Церкви высоким забором, — говорит отец Андрей. – А ведь молитвы Церкви Христовой покрывают всю вселенную и выводят человека из ада». Родительская суббота – особый благодатный момент нашей жизни, когда мы наконец-то начинаем вспоминать час смертный, даже если мы находимся, казалось бы, в безысходном греховном пленении. Конечно, можно свою душу забыть и не думать о ней, но она все равно есть в человеческом теле. Если спросить атеиста, почему, например, мы ходим, разговариваем, то он скажет: «Мышцы приводят наше тело в движение». А почему сокращаются мышцы? Здесь можно искать изощренное научное объяснение, используя клеточную теорию и последние биохимические исследования, но несчастный человек от этого лишь проигрывает. Преподобный Серафим Саровский отвечал по этому поводу: «А непонятного тут ничего нет. Произошло это непонимание оттого, что мы удалились от простоты первоначального христианского ведения и под предлогом просвещения зашли в такую тьму неведения, что нам уже кажется неудобопостижимым то, о чем древние до того ясно разумели, что им и в обыкновенных разговорах понятие о явлении Бога между людьми не казалось странным… Очень уж мы стали невнимательны к делу нашего спасения, отчего и выходит, что мы и многие другие слова Священного Писания приемлем не в том смысле, как бы следовало. И все потому, что не ищем благодати Божией, не допускаем ей, по гордости ума нашего, вселиться в души наши и потому не имеем истинного просвещения от Господа, посылаемого в сердца людей, всем сердцем алчущих и жаждущих правды Божией».
Через покаяние человек обретает благодать Божию и спасает своих сродников. Отец Андрей при разговоре с прихожанами особое внимание обращает на то, что душе нужны не поминки с вкусным угощением и водкой, не похвальные речи пьяных родственников, не роскошные памятники и престижное место на кладбище, — молитва и добрые дела нужны. Благодаря нашему стяжанию Духа Святого даже самые отъявленные грешники в мире ином могут получить облегчение от вечных страданий.
Здесь Вы можете послушать проповедь настоятеля храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерея Андрея Копейкина:
Авель Комбаев