Сретение Господне выводит человека в духовное измерение времени, помогает ему перейти из ветхозаветного состояния в новозаветное. И это не является каким-то символическим актом, изложенным на основе только одного исторического события. Как мы знаем из Святого Евангелия, на сороковой день по Рождестве Спасителя Божия Матерь принесла Богомладенца в Иерусалимский храм. Так делали все родители согласно ветхозаветным традициям. Нужно было совершить положенный обряд: обычно богатые закалывали тельцов, а бедные приносили в храм птиц в клетке, которых затем выпускали на волю. Поэтому Пресвятая Богородица и принесла в храм птиц — небесных вестников прихода Спасителя на землю. Две горлицы, словно человеческие души, пребывающие во грехе, освобождаются из плена и летят ввысь. В то время уже пастухи и волхвы знали о рождении Христа, но остальной народ продолжал жить по Ветхому Завету, да и впоследствии многие не поверили Сыну Божию, отвергли Его. Об этом предупреждает Пресвятую Богородицу праведник Симеон, который встретил маленького Христа в Иерусалимском храме. «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — И Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец», — сказал старец, живший на земле вот уже 360 лет. Что это за оружие? Праведный Симеон, приняв на свои руки Младенца Христа, предрекает Его распятие. «Именно на Сретение Господне начинается новый отсчет времени, — говорит настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерей Андрей Копейкин. — Последние ветхозаветные пророки Симеон Богоприимец и Анна увидели воочию Спасителя — так закрывается Ветхий Завет и начинается написание нового Божественного Откровения». Вообще, очень трудно вместить одновременно в своем сердце и радость о появлении на свет сына, и горе, которое ожидает мать, узнавшую о дальнейшей судьбе своего ребенка. На Сретение Господне Пресвятая Богородица уже понимала, что Ее ждет впереди. Она станет второй Страдалицей за род человеческий после Своего Сына, но сердце нашей Небесной Заступницы, пронзенное людскими грехами, продолжает любить земной мир с его недостатками и пороками. Не случайно икону Божией Матери «Умягчение злых сердец» называют еще «Симеоново проречение».
Настоятель храма отец Андрей размышляет: «В этой встрече праведного Симеона Богоприимца с Господом происходит очень важный момент. Старец говорит: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2, 29-32). В этих словах будущее пересекается с настоящим и человеку, находящемуся в горизонтальной плоскости ветхозаветного мира, открывается вертикальное видение своей жизни. Симеон говорит о том, что есть спасение в вечную жизнь и связано оно со встречей человека со Христом». Но это не является, к сожалению, для многих истиной: заблудившиеся люди сомневаются и думают, что Сретение — некая абстрактная вещь. А далеко ходить за примерами не нужно. Все, конечно, помнят широко известные слова из советской эпохи: «В космос летал, а Бога не видел». На что один батюшка ответил: «Зато Бог видит людей». Вот такая односторонняя связь Всевидящего Бога и слепого человека, размышляющего на материальном уровне, не приводит к Сретению Господня. О смысле великого двунадесятого праздника рассказал в своей воскресной проповеди настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерей Андрей Копейкин:
Проповеди отца Андрея (на нашем сайте уже сформировано приличное собрание проповедей батюшки) подвигают к глубоким христианским размышлениям. Его слова напомнили мне один из радостных моментов собственной жизни. Обычно уже потом мы переосмысливаем прошлые события и видим в случившемся Промысл Божий. А не является ли такое состояние души личной встречей с Богом? Однажды на Сретение Господне я совершил паломническую поездку в Оптину пустынь. Тогда я соприкоснулся с монастырским миробытием, так сказать, изнутри, потому что впервые зимой искупался в святом источнике, ночевал в Скиту и видел каким духовным и физическим трудом занимаются монахи обители. Я побывал в келье старца Амвросия и почувствовал на себе, как можно стать ближе к Богу. Вот почему яркие и образные слова отца Андрея напомнили мне прошлое, которое остается в душе моим личным Сретением Господня.
Авель Комбаев