
Наступила Великая Пятница, когда свершилась трагедия вселенского масштаба – распятие Господа нашего Иисуса Христа. Господь принес Себя в жертву, Он пошел добровольно на Голгофские страдания, искупив Своей невиновностью и святостью грехи рода человеческого. Христос на Кресте обнял Своими распятыми руками наши души, а Его Крест открыл людям спасительную дорогу к Богу. Господа все-таки предали, даже ученики не смогли устоять перед страхом смерти. И вот Христос, битый плетьми, весь израненный, оказался на Кресте. В Евангелии от Иоанна сказано: «На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен» (Ин.19, 41). Сад – это источник жизни в пустыне, спасение для заблудившегося. В Гефсиманском саду Христос молился об отвращении чаши страданий. В саду же много и искушений, без преодоления которых не войти в Царствие Небесное. Ева в райском саду вкусила плод с древа познания добра и зла. Пришло время, когда сад Едема, где первые люди впали в первородный грех, преобразился в сад Голгофы, где Христос через собственные страдания изменил ход человеческой истории и примирил ветхозаветных людей с Богом. Христос, подобно живоносному источнику в пустыне, напоил наши души Божественной благодатью. Он был прибит ко Кресту гвоздями, истекал кровью, испытывал ужасные боли и жажду, а наши души могут теперь расцветать и благоухать, словно весенние сады на каменистой почве. «И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10, 38).
Трагическое событие на Голгофе показывает нам, насколько разные люди по своим делам и мировоззрению собрались у подножия Креста. Это мы с вами. Там были и равнодушные, бессердечные люди, и любопытные язычники, которые от скуки пришли поглазеть на страдания Христа, и те, кто хотели разделить добычу после казни Сына Божия, и те, кто любили Христа. Там были люди, которые насмехались и что-то презрительное говорили в адрес распятого Господа. «Да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий» (Ин. 19,24). Все стояли вокруг страдающего Господа, но ближе всех к Нему находились Пресвятая Богородица с Его учеником Иоанном, Мария Клеопова, Мария Магдалина, Саломия и другая Мария – сестра Марфы и Лазаря. Не побоялись эти смелые люди на виду у враждебной толпы выразить преданность и сострадание Спасителю. А что Христос мог сделать для Своей Матери, находясь в таком состоянии? Он находит силы, чтобы в последние минуты земной жизни обратиться к Ней и апостолу Иоанну: «Же́но! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин. 19, 26-27). Сыновняя любовь к Матери даже на Кресте не может быть попрана тяжелыми страданиями. Плач Богоматери при погребении Сына – это и наш плач.
В храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», в канун Великой Субботы, была совершена утреня с чином погребения Плащаницы Господа нашего Иисуса Христа.
«Крестный ход с Плащаницей напоминает нам о том, что Спаситель сошел во ад и вывел оттуда Адама, Еву, ветхозаветных праведников. Мы скорбим и плачем вместе с Пресвятой Богородицей и учениками Спасителя, но в то же время радуемся, что Господь Своими Голгофскими страданиями снова отверз для человека врата Небесного Царствия», — говорит настоятель храма протоиерей Андрей Копейкин.
Крестная смерть Спасителя, снятие с Креста Его тела и погребение – наступил самый скорбный момент, который направляет наши души к покаянию и готовит нас к радостному воссоединению с Господом на Светлую Пасху. Люди идут в храмы, чтобы помолиться перед Святою Плащаницею. После крестной смерти Спасителя, «когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, пришед к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело. И, взяв тело, Иосиф обвил Его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился» (Мф. 27, 57-60). Вот так закончилась земная жизнь Спасителя, но началась небесная жизнь для всего человечества.
Авель Комбаев