Мы помним, мы скорбим!

Размещено Май 10, 2015 в Новости Храма | 0 комментариев

Мы помним, мы скорбим!
Май — особый месяц для России и Русской Православной Церкви. Мы вспоминаем доблестных воинов, не вернувшихся с полей сражений Великой Отечественной войны и славим всей многострадальной землей День Великой Победы.
 «Наш народ прошел через страшные испытания, которые не выдержала ни одна страна под натиском  коричневой чумы. А Россия по милости Божией смогла выстоять, да еще освободила Европу и весь мир от фашизма. Цена за свободную и мирную жизнь на земле оказалась слишком дорогой — долгих четыре года наше Отечество шло ко Дню Великой Победы, 27 миллионов погибших. Не первый раз мы защищали Родину с оружием в руках, но эта война останется в человеческой памяти навсегда как самая ужасная и кровопролитная. Поэтому память о подвигах солдат и офицеров не померкнет, а будет из поколения в поколение с новой силой объединять народ в его несгибаемой стойкости и несокрушимости перед любым злом», — говорит настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и руководитель Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами, правоохранительными органами и казачеством Саранской и Мордовской епархии протоиерей Андрей Копейкин.
           Батюшка поздравляет ветеранов Великой Отечественной войны, прихожан храма и жителей Саранска с праздником Великой Победы, желает всем нам Божией помощи, любви ближних и здоровья.
         В переломные для России времена все причащались Святых Христовых Таин из одной общей Чаши. Никто не осуждал друг друга – христианин ты или атеист? «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6,33). Через страдания и скорби человек очищается от грехов, принимает в своем сердце Господа, от Которого в силу своего порочного естества мы всегда отдаляемся. Но духовная работа над собой помогает снова обрести Христа и через покаяние довериться Богу. Так произошло и в 20 веке. Наше Отечество с тысячелетней историей, истерзанное репрессиями и богоборчеством, стояло на грани гибели. Великая Отечественная война многих людей сблизила с Христом:  кого-то научила заново молиться, а кого-то привела к отречению от всего мирского. «Блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20, 29). Через тяжелейшие испытания мы все-таки уверовали в Спасителя, и Он стал для большей части народа истинным светом.
Большой вклад в победу внесла Русская Православная Церковь. Когда началась Великая Отечественная война, Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) обратился ко всем жителям страны со словами:
«Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг…» 
       Здесь следует  особо отметить, что самые трагические и решающие повороты в судьбе нашего Отечества были связаны с православными праздниками.  Куликовская битва, на которую благословлял воинство преподобный Сергий Радонежский, произошла в день Рождества Пресвятой Богородицы, а народное ополчение во главе с Кузьмой Мининым и князем Димитрием Пожарским поднялось на освобождение Москвы с Казанской иконой Божией Матери.  Потом князь Пожарский воздвиг храм на Красной площади, где и хранилась святыня почти 300 лет. Как известно, в 20-е годы прошлого столетия церковь разрушили, только в начале девяностых годов воссоздали Казанский собор. Образ Пресвятой Богородицы провожал народ на защиту своего Отечества и при нашествии Наполеона, и при нападении фашистов. Например, среди руин Сталинграда уцелела церковь в честь Казанской иконы Божией Матери с приделом преподобного Сергия Радонежского. «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего… всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо ecи Божественный покров рабом Твоим».
      22 июня 1941 года Святая Церковь отмечала память всех святых, в земле Русской просиявших.  «Как во времена Димитрия Донского и святого Александра Невского, как в эпоху борьбы с Наполеоном, не только патриотизму русских людей обязана была победа Русского народа, но и его глубокой вере в помощь Божию правому делу… Мы будем непоколебимы в нашей вере в конечную победу над ложью и злом, в окончательную победу над врагом», – писал митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Симанский), который регулярно вел службы в блокадном городе, укрепляя людей в православной вере, поднимая их дух в тяжелое время.  Впоследствии он был награжден медалью «За оборону Ленинграда».
           Русская Православная Церковь во время войны  опекала свой народ и была рядом с ним. Молились за победу перед каждым решающим сражением, а Серафим Вырицкий тысячу ночей простоял на холодном камне. Немцы, оккупировав Вырицу, пришли к старцу и поинтересовались у него исходом войны. Батюшка ответил им: «Санкт-Петербурга вы никогда не возьмете. Мы – православная держава. Вера сейчас гонится, но через некоторое время снова возродится». 
        Не случайно во время войны атеистическая власть пошла на уступки и разрешила православным избирать Святейшего Патриарха.
        Солдаты были верующими, несмотря на государственные установки того времени. Люди призывного возраста воспитывались в православных семьях, поэтому поисковые отряды в братских могилах часто находят нательные крестики, старинные иконы-складни.
– Обычно крестики хранились в нагрудных карманах. Мы их никогда не забираем, а кладем в гробы вместе с прахом, – говорит директор Мемориального музея  военного и трудового подвига 1941-1945 гг. Николай Кручинкин. – Единственная вещь, которую привезли в музей, – это складень. Нашли иконку у солдата, погибшего в августе сорок второго в Калужской области у села Богдановы Колодези. В лесисто-болотистой местности шли ожесточенные бои, под угрозу было поставлено все левое крыло Западного фронта. Кроме медной иконки Пресвятой Богородицы с двенадцатью Апостолами, рядом с прахом солдата мы нашли тряпочку, в которую была завернута щепотка земли.
        Родители русским воинам испокон веков давали с собой нагрудные складни, чтобы их дети молились на войне и просили помощи у Господа. Мародеры успели перекопать могилу. Они искали ценные вещи, а иконку не заметили. Так она и осталась вместе с солдатом лежать в земле.
       Николай Кручинкин вспоминает разговор с одним комсоргом, участником Великой Отечественной войны. Оказывается, офицеры и политработники смотрели сквозь пальцы на православных. Тогда существовало негласное правило – не преследовать солдат за ношение крестиков. Они ведь шли защищать Родину.
         Защищали Родину и будущие священнослужители. Пять лет назад почил схиархимандрит Питирим (Перегудов). Он был духовником Санаксарского монастыря. Во время Великой Отечественной войны служил во фронтовой разведке, получил ранения и контузию, которая повредила ему слух. После войны он побывал в Киево-Печерской Лавре и через некоторое время принял монашеский постриг. В последние годы своей земной жизни схиархимандрит Питирим подвизался в Иоанно-Богословском монастыре. Среди его многочисленных духовных чад был и старец Феофан (Владимир Даньков). Жил батюшка Питирим затворником. Рассказывают, что Святейший Патриарх Алексий II при посещении Мордовской земли долго разговаривал со схиархимандритом.
    А вот архиепископ Леонид (Лобачёв) ушел на фронт в 46 лет, уже будучи в сане архимандрита. В 1930 году его арестовали и около четырех лет он провел в лагерях. Во время войны батюшка, гвардии старшина, был отмечен многими боевыми наградами: орденом «Красной звезды», медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За победу над Германией». В 1954 году его назначили епископом Пензенским и Саранским.
            У замечательного русского художника Александра Шилова есть один интересный портрет. Монахиня Адриана (Наталия Малышева), насельница Пюхтицкого подворья, в руках держит свою военную гимнастерку. Ее глаза наполнены скорбью, доброе лицо светится любовью и христианским милосердием. Всю войну матушка прошла разведчицей в штабе маршала Константина Рокоссовского. О ней высоко отзывался разработчик космических ракет Сергей Королев. И вот майор советской разведки после войны посвятила свою жизнь Богу.
      Таких примеров самоотверженного и мужественного служения своему Отечеству, Русской Православной Церкви можно привести очень много.
«Тогда на молодые плечи наших отцов и дедов, матерей и бабушек легла огромная ответственность за будущее России. Наши ветераны не утратили духовные ценности, спасли Отечество и воспитали современное поколение, которое просто обязано помнить Великую Отечественную войну и продолжать строительство мирной жизни на родной земле.  День Победы — это живая связь с Богом, потому что без веры во Христа мы не смогли бы победить врага», — говорит  настоятель храма иконы Бождией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерей Андрей Копейкин.
       Теперь каждый год, 9 мая, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла во всех православных храмах России будет звучать заупокойный колокольный звон в память о погибших людях в годы Великой Отечественной войны. Мы помним, мы скорбим!
Авель Комбаев

This slideshow requires JavaScript.

Оставить ответ

Перейти к верхней панели