Троицкую родительскую субботу празднуют с апостольских времен. Накануне рождения Святой Христовой Церкви народ молится за спасение душ «всех от века усопших благочестивых христиан, отец и братий наших». Мы возносим свои молитвы Господу и святым угодникам, потому что почившие христиане нуждаются в наших молитвах, ибо сами за себя они не могут уже вымолить прощение за грехи, накопленные в земной жизни. Но Троицкая родительская суббота — особый день, который несет в себе еще один важный духовный смысл. Ведь не случайно эту знаменательную веху в церковном календаре начали праздновать еще при жизни учеников Спасителя. Настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерей Андрей Копейкин в своей проповеди так раскрывает смысл Троицкой родительской субботы: «Мы не просто поминаем усопших сродников. Я хотел, чтобы вы вспомнили сегодняшнее евангельское повестование. Когда Господь явился апостолам, о чем Он спросил Петра? «Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих» (Ин. 21, 15-17).
Дорогие братья и сестры! Господь накануне Троицы говорит Своим ученикам о любви к ближнему. Это главная заповедь и главный вопрос, который был задан Спасителем».
«Любишь ли Меня?» — в этих словах отображен весь смысл существования человека на земле. Через любовь Христос хочет реабилитировать апостола Петра. «Вспомните, Петр практически умер для Христа. Когда был допрос во дворе Понтия Пилата, Петр трижды отрекся от своего Учителя. По сути он умер как друг, как соратник. Но в то же время апостол Петр остался с Ним и стал доказывать Господу, что он был не прав, и стал приносить неустанно покаяние за свою душевную трусость, — говорит протоиерей Андрей Копейкин. — И вот Господь, подождав до Пятидесятницы, спрашивает Петра: «Любишь ли ты Меня?» Спаситель задает вопрос для того, чтобы апостол понял, что означает любовь, в которой он искупает свой грех предательства». И действительно, Петр уже от чистого сердца говорит: «Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя». Способны ли мы вот так искренне ответить себе, близким, Богу? Именно такую аналогию между апостолом Петром и современным обществом провел батюшка.
Сегодня мы стоим в храме, думаем о спасении душ, а завтра можем тоже оказаться в гробу. Физическая смерть подстерегает нас на каждом шагу, но на все воля Божия и только на нее следует полагаться верующему человеку. «Следовать за Христом – значит отречься от своей воли», – писал святитель Тихон Задонский. Господь «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 4). А для того чтобы это исполнилось, мы и просим Бога: «Да будет воля Твоя». Только осознав свою духовную немощь, человек пытается очиститься от всякой скверны. «Без Духа Святаго никому невозможно уразуметь волю Божию», – отмечал другой святой – преподобный Макарий Великий. Вот почему событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Все мы вместе – и живые, и усопшие – предстоим перед Господом такими, какими мы есть. Но многое зависит от наших действий. Через любовь и молитву человеческое слово может быть услышано Господом, как Он услышал апостола Петра, и тогда расторгнутся узы смерти, которые связывают грешные души на пути ко спасению.
«Благословен еси, Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлей, ниспослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче слава Тебе». Все едины в деле спасения душ, а молитва каждого человека вносит свой вклад в домостроительство общего спасения. Родительские субботы – это радость общения с усопшими и напоминание нам о том, как же мы будем жить после плотской смерти.
«Троицкая суббота имеет свой глубочайший сакральный смысл и не потеряет его до скончания века, поэтому поминальные субботы крайне необходимы. В народе все знают поминальные субботы вторую, третью, четвертую Великого поста, Троицкую родительскую, Дмитриевскую субботу, Радоницу. Прийти на могилку, дать милостыню, сделать доброе дело, доброе слово сказать – это тоже есть милостыня в наше время за тех, кто безвременно ушел. Троицкая суббота называется еще и родительской, потому что наши родители ближе всех нам по плоти, поэтому начинаем поминание с усопших родителей. В церковной поминальной записке пишем прежде имена усопших родителей, бабушек, дедушек, сестер, братьев, поминаем сродников. Родительские дни дарят нам радость молитвенного общения в Боге с ушедшими из этой жизни. Поэтому так любимы родительские субботы, где мы поминаем усопших наших родителей, благодетелей, сродников. Мы приходим к Литургии, подаем записки на Проскомидию, молимся на Панихиде», – так описывал смысл родительской субботы преподобный Антоний Оптинский.
Переход в вечность рано или поздно ждет всех нас, но почему-то многие люди не обращают никакого внимания на столь главное событие в своей земной жизни. Для них важнее другое – сребролюбие, блуд, зависть, ложь, осуждение… Обворовал или обидел слабого, возненавидел ближнего – что может быть важнее этого для нехристианина? Без Бога у человека образуется пустота в жизни, которую он и начинает наполнять разными смыслами. Это можно назвать суетой. Не ведает человек, что он творит, но все тщетно перед вечностью, кроме духовного очищения. Когда луч света Господня проникает в душу, тогда и появляется надежда на воскрешение из мертвых. Только тогда «всяка душа живится» Святым Духом и устанавливается спасительная связь с Господом.
Протоиерей Андрей Копейкин напомнил еще раз прихожанам о том, что мы пришли в храм помолиться за усопших и нам ничего не должно мешать идти за Христом. Никакие испытания и скорби не должны нас отвлекать от главного предназначения в земной жизни. И такой пример верности Господу через любовь нам явил апостол Петр. Если мы идем за Богом, то за нами идут все остальные. За нами идут и близкие, и ныне здравствующие, и уже усопшие сродники, потому что, идя за Богом, мы помним обо всех в молитвах, и Господь нас не оставляет.
Здесь Вы можете послушать проповедь настоятеля храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерея Андрея Копейкина:
Авель Комбаев