14 июня, в Неделю Всех святых, в земле Русской просиявших, настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерей Андрей Копейкин совершил Божественную литургию, по окончании которой поздравил молящихся с воскресным днем. Батюшка в своей проповеди рассказал об истоках возникновения сегодняшнего праздника и о том, как собиралась великая Русь на огромной территории. В отличие от европейской колонизации русский народ никогда не захватывал и не уничтожал иные народы.
«Российские святые прославили своими молитвами и трудами нашу землю. Действительно, таких святых на Руси великое множество, — сказал отец Андрей. — И вот насколько интересно распоряжался Господь подобными людьми! Ведь изначально каждый из них стремился только к познанию Бога, Божией мудрости и Божией истины. И для того чтобы познать весь объем той Божией благодати, они в большинстве своем уходили в пустыни, леса, и там, построив маленький скит, начинали молиться Богу. По прошествии определенного времени миряне узнавали о том, что где-то глубоко в лесу живет пустынник. Они приходили к нему за советом, наставлениями, ставили рядом дома, кельи, чтобы учиться послушанию и мудрости у того святого, который указывал людям как жить и спасаться при тех или иных жизненных обстоятельствах. Через такую тягу к благодати и возникали города. Со временем вокруг этой маленькой кельи старца вырастал огромный белокаменный монастырь».
Святая Церковь собирала народ вокруг Христа и помогала строить златоглавую Русь от Северного Ледовитого океана до Кавказских гор, от Прибалтики до Аляски. Но кто же первым задумался о прославлении наших российских святых? Отец Андрей отметил в проповеди, что этим человеком был Иван Грозный. Великий царь повелел послать гонцов во все концы российской земли, чтобы составить жития наших святых. Именно при Иване Грозном, в апреле 1572 года, собрали Церковный Собор, на котором и канонизировали первых российских святых.
«И мы с вами, имея коммунистическое прошлое, ничего хорошего про этого царя практически не знаем, — говорит протоиерей Андрей Копейкин. — Его историки характеризовали как правителя-самодура, который натворил много всяких бед. Но не следует забывать подлинную историю. При этом царе, помимо созыва Церковного Собора, произошло еще одно важное событие — на Руси появились первые бесплатные сельские школы для крестьян. Также благодаря Ивану Грозному у нас появилась первая регулярная армия. Европейские монархи того времени говорили, что только московский царь мог себе позволить подобную армию».
В Европе, как мы знаем, захватнические войны велись наемными войсками, а на Руси армия всегда защищала свое православное Отечество от нападения внешних врагов.
Это благодаря Ивану Грозному произошел научный прорыв, потому что было организовано книгопечатание в целях распространения знаний по всей русской земле. Можно сказать, что данное историческое событие сродни появлению современного Интернета.
«И сегодняшнему празднику Всех святых, в земле Русской просиявших, мы отчасти обязаны главному инициатору созыва Церковного Собора — Ивану Грозному» — подчеркнул отец Андрей Копейкин.
Здесь Вы можете послушать проповедь настоятеля храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерея Андрея Копейкина:
Другой Иоанн отдал свою жизнь служению народу через служение Царствию Небесному. Сегодня Святая Церковь совершает память святого праведного Иоанна Кронштадтского. Он является практически нашим современником. Батюшка в детстве, так же как и преподобный Сергий Радонежский, не мог освоить грамоту. Мальчик усердно молился, просил помощи у Господа для своего умственного просветления, и однажды ночью отроку Иоанну стало радостно на душе, потому что его разум изменился. С тех пор мальчик учился на отлично. С Божией помощью он окончил успешно Архангельскую духовную семинарию, затем поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. Два светоча русской земли — один в самом сердце Святой Руси, в Троице-Сергиевой лавре, а другой на севере, в Кронштадте, — служили Богу. Один в XIV веке, на заре становления российской государственности, собирал людей вокруг Христа, а другой в преддверии великой катастрофы вел народ ко спасению. Вот такая прослеживается непрерывная духовная связь времен. И через служение Богу святые угодники возвращали заблудших людей снова ко Господу.
«Нужно любить всякого человека и в грехе его и в позоре его, – говорил отец Иоанн. – Не нужно смешивать человека – этот образ Божий – со злом, которое в нем». Мне посчастливилось побывать в Кронштадте — в той самой квартире, где батюшка Иоанн жил и проповедовал веру Христову. Там он выходил на балкон и доносил слово Божие собравшимся людям. А они съезжались со всех уголков Российской империи. Сохранилась дорога, по которой ходил отец Иоанн в храм на службы. Сейчас на месте разрушенного собора Андрея Первозванного установлен памятный знак с надписью: «Пусть камень сей вопиет к сердцам нашим о восстановлении поруганной святыни».
В музее–квартире матушка мне рассказала поучительную историю про неверующую молодежь. Несколько студентов шли мимо дома батюшки и надумали: «Давайте зайдем к этому проповеднику, поболтаем…» Заходят они в квартиру, а батюшка попросил вынести им по чашке чая с ложечками: «Вы хотели поболтать? Пожалуйста, поболтайте…»
Отец Иоанн построил женский монастырь на набережной реки Карповки, в котором и был по кончине своей погребен. Когда в сталинское время нельзя было посещать православную обитель, верующие жители Петербурга придумали хитрый способ обмана властей. Обычно на Карповке дежурили НКВДшники, отслеживая тех, кто хотел поклониться мощам святого праведного Иоанна Кронштадтского. И вот люди, проходя мимо монастыря, как бы невзначай роняли платочек на землю, чтобы согнуться и таким образом с молитвой поклониться батюшке.
Сбылись его пророческие слова: «Россия мятется, страдает, мучается от кровавой внутренней борьбы, от безбожия, крайнего упадка нравов. Злые времена! Люди обратились в зверей, даже в злых духов. Жизнь обыденная воссмердела всякими грехами. Вероотступничество, неведение Бога, богохульство, особенно в ученом сословии, сделались как бы повальными, общими. Разврат вошел в ежедневный обычай, печать и литература пропитаны соблазном. Тем именно и страдает ныне русское общество, что оно помешано на всяких свободах, превратно понятых, творит всякие несуразности, нелепости и гоняется за новомодным образом правления, к которому оно совершенно неспособно».
Господь послал прозорливца нашему народу накануне страшных исторических событий, но не послушали люди Иоанна Кронштадтского. Все для Бога, все для своего народа созидал на российской земле святой праведный, он учил любить Господа. «Батюшка один из первых пастырей в России организовал Дом трудолюбия, — рассказывает протоиерей Андрей Копейкин. – Отец Иоанн хотел предоставить многим малоимущим семьям работу. Кроме того, в состав Дома трудолюбия входили детские сады, школы, народные трапезные, бесплатная амбулатория. Мне кажется, что если бы данное социальное направление развивалось активно, то можно было бы избежать революционных потрясений».
Иоанн Кронштадтский очень любил наших императоров – Александра III и Николая II. Когда царь-миротворец лежал на смертном одре, батюшка положил свою руку на чело Государя и внутренне молился. Убрав руку, он услышал от Александра III такие слова: «Когда Вы держите руки свои на моей голове, я чувствую большое облегчение, а когда отнимаете, очень страдаю – не отнимайте их».
Еще в 1905 году святой праведный Иоанн Кронштадтский взывал к покаянию русский народ, предупреждал о том, что придут иноверцы и зальют землю Русскую кровью. Впрочем, так и произошло.
В 1964 году при митрополите Филарете (Вознесенском) Русская Зарубежная Церковь прославила праведного отца Иоанна Кронштадтского — Божия угодника, причисленного к лику Святых, в земле Российской просиявших. В нашей стране день памяти Иоанна Кронштадтского был установлен в 1990 году, а по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в дополнение к существующему дню памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского теперь 14 июня установлен и день общецерковного празднования прославления святого.
Святый праведный отче Иоанне, вси святии земли нашея, молите Бога о нас!
Авель Комбаев