
26 ноября, в день памяти святителя Иоанна Златоустого, настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» протоиерей Андрей Копейкин совершил Божественную литургию в храме святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских. По окончании богослужения батюшка обратился к верующим с пастырским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры, я всех вас поздравляю с воскресным днем. Сегодня Русская Православная Церковь празднует память святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского. Он был великим подвижником Божиим. Благодаря ему мы имеем счастье совершать Божественную литургию. Как известно, Литургия святителя Иоанна Златоустого служится в течение всего года, кроме Великого поста, когда она совершается по субботам, в Благовещение Пресвятой Богородицы и Вербное воскресенье. Один из трех Вселенских святителей был человеком с незаурядными способностями. Его пламенные проповеди зажигали в людях веру во Христа, поэтому народ и назвал его Златоустым. Он мог красивым языком в доступной форме объяснять людям смысл Евангелия. И даже перед смертью святитель показал свое духовное величие и яркий пример для подражания, когда произнес последние слова: «Слава Богу за всё!» А ведь за свою жизнь святитель претерпел гонения и другие тяжкие испытания. Он был не только великим богословом, но еще и проповедником слова Божия среди язычников. Конечно, он подвергался большой опасности, находясь среди варварских племен. И чтобы проповедовать Святое Евангелие, Иоанн Златоуст изучил готский язык и шел к язычникам, которые спустя несколько десятилетий после его кончины в Абхазии все-таки разрушили Римскую империю. Но благодаря таким ревностным подвижникам Христовым, как святитель Иоанн Златоуст, Церковь выстояла и зажгла любовь к Богу в сердцах тех людей, кто впервые видел храмы и знакомился с духовным наследием Иоанна Златоустого.
Сегодня во время Литургии мы слушали Евангельскую притчу о милосердном самарянине, которая учит нас видеть в каждом человеке ближнего. К Спасителю подошел законник с вопросом: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк. 10, 25). Господь отвечает ему, что для этого нужно Бога и ближнего любить. Законник, чтобы оправдать себя или представить Христа в нелучшем свете, тогда спросил: «А кто мой ближний?» (Лк. 10, 29). И Христос рассказывает ему притчу о том, как одного человека по дороге из Иерусалима в Иерихон ограбили, жестоко избили и оставили умирать. Мимо проходил священник, который испугался помочь несчастному и поспешно удалился. Потом левит, то есть диакон, тоже не оказал никакой помощи пострадавшему. И только самарянин сжалился. Он подошел к умирающему путнику, перевязал ему раны, привез в гостиницу и позаботился о нем. Господь спрашивает законника: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» (Лк. 10, 36). А дело в том, что помощь оказал самарянин — враг иудеев. У них была разная вера. Самаряне являлись еретиками и поклонялись как Богу Израилеву, так и языческим идолам. Поэтому евреи с ними не общались и обходили их земли стороной. Но посмотрите, как себя повели праведники на дороге! Они не помогли умирающему путнику — своему собрату, а язычник остановился и спас жизнь этому человеку. Самарянин проявил истинную любовь к ближнему в отличие от тех, кто себя причислял к богоизбранному народу.
Господь всех нас призывает относиться к людям так, как это сделал милосердный самарянин. В Евангелии постоянно прослеживается основная христианская позиция: «Сотвори себе неветшающее состояние, которое никогда не истлеет». Вот к чему мы должны стремиться, дорогие мои! Духовный подвиг, а не стяжание земных благ приводит к наследованию вечной жизни. Поэтому любите друг друга, подобно доброму самарянину, и тогда вы поймете, что такое настоящая христианская любовь.
Храни вас Господь и Матерь Божия! Аминь».