Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры, сегодня мы с вами вспоминаем святого великомученика Феодора Тирона. С первых же дней христианства, начиная с момента рождения Богочеловека Иисуса Христа, ученики и последователи Господа подвергались гонениям и насмешкам. Стоило только родиться Спасителю, как царь Ирод отдает приказ найти Богомладенца. Поэтому Святое семейство бежало в Египет. И вот дальше вся история христианства, пока римским императором не стал Константин Великий, — это история гонений на Церковь Христову. Бывало и так, что сами христиане сходили с тесного пути, который ведет в Царствие Небесное. Многие и по сей день выбирают пространный путь. Это связано с желанием человека испытать все приятное, что присуще земному миру, а в мире ином всего сподобиться. И вот таким был заблудший император Юлиан Отступник. Он прекрасно знал, как живут христиане. Он решил воспользоваться своими знаниями и посмеяться над верующими людьми, приказав окроплять продукты на рынках кровью с языческих алтарей. Но Господь промышляет о нас и стоит на страже всего рода человеческого. Когда Спаситель спал в лодке во время шторма, апостолы стали будить Учителя. Тогда Он сказал: «Что вы так боязливы, маловерные?» (Мф. 8: 26). И наступила великая тишина. «Се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28: 20), — говорит Своим ученикам Иисус Христос. Так Господь промышляет о нашей Церкви по сей день. Желая оградить верующих людей от осквернения, хотя это посрамляет диавола в лице Юлиана Отступника, Господь посылает святого Феодора Тирона, который предостерегает от употребления такой пищи и говорит, чтобы христиане варили пшеницу с медом. Так был посрамлен диавол! А люди благодарили Бога за проявленную о них заботу. И мы тоже подражаем древним христианам: в память о том событии варим кутью и освящаем ее в храме, призывая благословение Божие на всех вкушающих.
В Святом Евангелии сказано: «Не то, что́ входит в уста, оскверняет человека, но то, что́ выходит из уст, оскверняет человека» (Мф. 15: 11). Но мы забываем о том, что Спаситель постился. Когда апостолы не смогли изгнать нечистого духа из бесноватого, Господь сказал, что «сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17: 21). Да, только таким образом можно изгнать духов-мучителей, духов злобы, ведущих человека к погибели. К сожалению, я часто слышу от верующих, что во время Великого поста усиливаются искушения. Но почему вы так думаете? У нас наступило радостное время покаяния, когда мы молимся и постимся. Духи злобы отлетают от нас, как от огня. Несмотря на наши слабости, благодать Божия все равно пребывает с нами. Господь в нас побеждает грех! Постом не унывать, а воевать нужно! В стихире понедельника первой седмицы Великого поста сказано: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления». В данном случае не все равно, что человек вкушает. За что были изгнаны Адам и Ева из Рая? Бог наложил пост на Адама: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2: 16-17). А человек нарушил этот пост, что и привело к его изгнанию из Рая. Поэтому не будем себя утешать, переосмысливая в угоду своим потребностям слова Спасителя об устах.
Кстати, когда у нас закончился пост? В среду первой седмицы Великого поста, потому что до этого дня мы ничего не вкушаем. Ведь настоящий пост — это полный отказ от пищи. Мы точно так же постимся в Рождественский и Крещенский сочельники, в Страстную Пятницу. А еще когда? Когда тебе тяжко и ты мучаешься от греха. Многие думают иначе. Например, позвали тебя во время поста на светский праздник, и там ты не удержалась и вкусно поела. А потом ты приходишь на исповедь и рассказываешь батюшке, что ты натворила. Но это не является истинным покаянием, дорогие мои! Это всего лишь раскаяние, осознание греха. А где ваше покаяние? Когда вы приходите на прием к доктору, он вас отправляет на диагностику и по результатам обследования определяет вашу болезнь. И только потом вам назначается лечение, которое иногда бывает неприятным. То же самое мы наблюдаем и в нашей духовной жизни. Например, ты сквернословишь во время Великого поста, обижая мужа, детей и даже скотину. Но нельзя этого делать категорически! И вы должны подумать: «Начну-ка я принимать лекарство от сквернословия!» Сказала нецензурное слово — сделай 40 земных поклонов и постись целый день, ничего не вкушая. Так делаешь до тех пор, пока не перестанешь сквернословить. Это и есть покаяние, т.е. наше лечение. А мы часто заблуждаемся: грешим, идем к батюшке рассказывать об этом, потом снова совершаем тот же самый грех. И так продолжается до бесконечности. Покаяние — это не перечисление грехов, это борьба не на жизнь, а на смерть. Покаяние — это лечение путем соблюдения поста, изучения Святого Евангелия, исполнения заповедей Христовых. Должно быть настоящее, живое покаяние, тогда будет прощение и будет духовная радость. Поэтому я всех вас поздравляю с окончанием поста в минувшую среду. Но если кто-то захочет продолжить пост, то выбирает по своим силам один, два, три дня. При этом никого не осуждаем, кто вкушает скоромную пищу. Мы же не знаем, почему они так делают. Может быть, их пост заключается в том, что они ревностно посещают храм, исполняют заповеди Христовы и никого не осуждают. Апостол Павел говорит: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его» (Рим. 14: 3). Дорогие мои, давайте будем пребывать во взаимной любви!
Как же можно ответить на вопрос: «Поститесь ли вы?» Каждый из нас должен сказать «нет». Сколько в этом слове смирения и радости! Мы же с вами только что разобрались с понятием поста, а вы будете употреблять разнообразную постную пищу и говорить окружающим вас людям: «Я пощусь!» У вас сразу появляется гордыня, крылья начинают расти. Всегда помните слова из евангельской притчи: «Всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 14: 11). Поэтому нужно говорить: «Не пощусь!» А если ты не можешь, как Спаситель, поститься 40 дней, то сразу же приходит к тебе смирение и осуждать никого не хочется. Конечно, дорогие братья и сестры, это сложно, но спасительно! Да пребудет с вами благодать Господа нашего Иисуса Христа! Аминь».