Дни и седмицы Великого поста

Размещено Мар 8, 2014 в Свежие записи | 0 комментариев

Дни и седмицы Великого поста

В первую седмицу Великого поста, с понедельника по четверг, на повечерии читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Он содержит 250 тропарей, которые пронизаны чувством покаяния пред Богом, осознания своей греховности. Канон разделен на четыре части, а полностью еще раз его прочитают в четверг пятой седмицы поста. «Богослужебный круг первой седмицы Великого поста построен таким образом, чтобы постепенно ввести человека в пространство подлинно духовной жизни, где ему предстоит молитвенно пребывать на протяжении всей Великой Четыредесятницы», – пишет Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. И если мы не полностью понимаем услышанное во время богослужений, то все равно слова молитв останутся в памяти сердца.

Утром в среду (5 марта) впервые совершается Литургия Преждеосвященных Даров. Здесь следует отметить, что на протяжении всего поста с понедельника по пятницу (за исключением праздника Благовещения) Божественная литургия не совершается. В связи с чем еженедельно в среду и пятницу совершается последование Литургии Преждеосвященных Даров, во время которой можно причаститься Святых Христовых Таин. Также в субботу первой седмицы поста (8 марта) будет отмечаться Обретение мощей праведной блаженной Матроны Московской.

Патриарх Саранск август 2012 (52)Неделя 1-я Великого поста (воскресенье, 9 марта) называется Торжеством Православия. Праздник установлен в первой половине IX века в Византии в честь победы Православной Церкви над всеми еретическими учениями, в том числе и над иконоборчеством. По словам Святейшего Патриарха Кирилла, «верим, что и человеческая история, которой присуще все – и отказ от Бога, и героическое хранение веры, и страшные искушения, соблазны, преступления, и величайшие взлеты человеческого духа, и явления святости – все это завершится торжеством веры». 

В этот день в храмах после Божественной литургии совершается особый чин Торжества Православия.

Суббота второй седмицы Великого поста (15 марта) – день поминовения усопших. А в воскресенье (16 марта) будут праздновать память святителя Григория Паламы, жившего в XIV веке. Он был ревностным поборником монашеской жизни и выразителем церковного учения о Фаворском свете. Человек может стяжать благодать Святого Духа в молитве и доброделании, к чему и призывает Церковь всех верующих во время поста. Свет Божественной славы, которым сиял Господь на горе Фавор, явился и трем Его ученикам – Петру, Иакову и Иоанну. Преображение Иисуса Христа произошло не только для того, чтобы апостолы убедились в Его Божественном величии, но и для подкрепления их веры по случаю приближавшихся страданий нашего Спасителя.

Danila_titularnik_2В понедельник третьей седмицы Великого поста (17 марта) мы будем вспоминать святого благоверного и преподобного князя Даниила Московского, жившего монашеской жизнью. Его аскетизм может служить хорошим примером для многих современных правителей. Князь был четвертым сыном святого Александра Невского и ему в наследство досталась Москва с прилегающими землями. Он укрепил свое княжество своей мудрой политикой, всегда стремился к единению и миру на Русской земле. Как известно, в 1303 году князь Даниил тяжело заболел и принял великую схиму. Имя князя носит основанный им Данилов монастырь. Там же находится и рака с частицей его мощей.

В субботу третьей седмицы Великого поста (22 марта) вспоминают 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся. События происходили в начале четвертого века в Малой Армении (совр. Турция). В сильный мороз воинов, отказавшихся отречься от веры Христовой, жестоко пытали, чтобы сломить их волю. Всю ночь они простояли в ледяной воде, но язычники-истязатели ничего не добились. Христиане молились и не собирались предавать веру, а над головой каждого мученика появился светлый венец. Только один воин не выдержал и побежал к бане, которую поставили рядом, чтобы желающие отречься от Христа могли согреться. Переступив порог бани, он упал замертво. Стражник Аглаий насчитал тридцать девять венцов и понял, что бежавший воин лишился своего венца. Аглаий уверовал в Господа и присоединился к мученикам. Их снова стало сорок. Тогда римские язычники, поняв, что они не смогут заставить верующих отречься от Христа, вывели воинов из воды и перебили им голени. Потом тела святых сожгли на костре. Но через три дня они явились во сне Севастийскому епископу Петру и повелели ему предать их останки погребению. Имена мучеников: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Уалент (Валент), Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Ангий, Аетий, Флавий, Акакий, Екдикий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Уалерий (Валерий), Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглаий.

Неделя 3-я Великого поста называется Крестопоклонной. В это воскресенье (23 марта) Церковь прославляет Святой Крест и духовные плоды Крестной смерти Спасителя. Поклонение Кресту Господню еще раз напоминает нам о том, что спасение души невозможно без борьбы со своими грехами и страстями, а путь этот лежит именно через Крест. Накануне, в субботу на всенощном бдении, выносится на середину храма Святой Крест. Он является мерилом истины.

«Наш русский, православный крест изображает эту истину через особую символику: нижняя перекладина правой своей стороной (по отношению к Спасителю) поднята кверху, а левой опущена книзу – это символ весов, символ справедливости, символ суда, – пишет Святейший Патриарх Кирилл. – Крест Христов, являясь мерилом правды, и дает возможность суда Божиего – не того суда, когда Бог определяет, кто прав, а кто виноват, но того, когда сам человек своими мыслями, своими делами судит себя, поставляя по правую или левую сторону от Бога».

Суббота 4-й седмицы (29 марта) – день поминовения усопших.

536px-The_Ladder_of_Divine_Ascent_Monastery_of_St_Catherine_Sinai_12th_centuryВ неделю 4-ю Великого поста (воскресенье, 30 марта) совершается память преподобного Иоанна Лествичника. Он написал руководство под названием «Лествица» (Лестница) для постепенного восхождения человека к духовному совершенству. В частности, в своих Скрижалях духовных преподобный Иоанн Лествичник напоминает всем нам: «Как хлеб нужнее всякой другой пищи, так и помышление о смерти нужнее всяких других деланий. Память смерти побуждает живущих в общежитии к трудам и постоянным подвигам покаяния и к благодушному перенесению бесчестий. В живущих же в безмолвии память смерти производит отложение попечений, непрестанную молитву и хранение ума. Впрочем сии же самые добродетели суть и матери и дщери смертной памяти».

В четверг пятой седмицы (3 апреля) на утрени (в храмах обычно в среду вечером) читают полностью Великий канон преподобного Андрея Критского и Житие преподобной Марии Египетской (V – VI вв.) – великой грешницы, восшедшей путем покаяния на такую высоту совершенства и святости, что она уподобилась бесплотным ангелам. Ее житие указывает нам, что через истинное покаяние мы можем искупить самые тяжкие грехи. Также в четверг ради чтения Великого канона совершается литургия Преждеосвященных Даров.

Субботу 5-й седмицы называют Субботой Акафиста. Совершается особое молебное пение, восхваляющее Пресвятую Богородицу.

Тропарь, глас 8: Повеленное тайно прием в разуме, в крове Иосифове тщанием предста безплотный, глаголя Неискусобрачней: Приклонивый схождением небеса, вмещается неизменно весь в Тя. Егоже и видя в ложеснах Твоих приемша рабий зрак, ужасаюся звати Тебе: радуйся Невесто Неневестная.

Кондак, глас 8: Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои Богородице: но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся Невесто Неневестная.

Акафист читается в память заступничества Пресвятой Богородицы и избавления Константинополя в дни Великого поста от авар в 626 году.

В пятое воскресенье Великого поста (6 апреля) Церковь воспоминает и прославляет святую Марию Египетскую.

В понедельник, 7 апреля, отмечается великий двунадесятый праздник Благовещание Пресвятой Богородицы. Ей явился Архангел Гавриил, который принес радостную благую весть о грядущем рождении Сына Божия, Спасителя мира. «Ангел, вошед к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидевши его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышняго, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышняго осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1, 28-35).

В православной России издревле существует весенний обычай – на праздник Благовещания Пресвятой Богородицы выпускают птиц из клеток. А еще пекут из теста птичек, называемых жаворонками. 

Giotto_-_Scrovegni_-_-25-_-_Raising_of_LazarusВ субботу шестой седмицы Великого поста (12 апреля) Святая Церковь воспоминает чудо воскрешения Господом Иисусом Христом Лазаря.

«И в личности воскресшего Лазаря Царство Божие врывается в человеческий мир, его созерцают сотни людей – ведь именно поэтому такое огромное количество людей, потрясенных воскресением Лазаря, встречали Спасителя, когда он входил в Иерусалим», – пишет Святейший Патриарх Кирилл.

На следующий день после воскрешения святого праведного Лазаря Христос въехал на молодом осленке в Иерусалим. Спасителя приветствовало множество людей, узнавших о чуде воскрешения. Народ постилал свои одежды и пальмовые ветви, торжественно восклицая: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних» (Мф. 21, 9). Так было принято встречать царей. Но на самом деле это торжество являлось предвестием крестных страданий Спасителя. Уже через несколько дней люди будут кричать римскому прокуратору Иудеи Понтию Пилату: «Возьми, возьми, распни Его!»

575px-Вход_Господень_в_Иерусалим_XIV«Тогда воины правителя, взявши Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк и, раздевши Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: Радуйся, Царь Иудейский! И плевали на него и, взявши трость, били Его по голове. И когда насмеялись над Ним, сняли с него багряницу и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие» (Мф. 27,  27-31).

Великий двунадесятый праздник Входа Господня в Иерусалим в народе обычно называют Вербным воскресеньем, потому что по церковной традиции верующие стоят в храме, держа в руках веточки вербы, которые заменяют собой пальмовые ветви. На праздничном Всенощном бдении после прочтения особой молитвы священники окропляют вербы святой водой.

После праздника Входа Господня в Иерусалим начинается Страстная седмица. Мы вспоминаем последние дни земной жизни Спасителя, Его страдания, распятие, крестную смерть и погребение. Эта неделя особо чтится Церковью. Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы посвящены последним беседам Спасителя с учениками и народом.

В Великий Четверг мы вспоминаем установление Господом Таинства Евхаристии: «И когда они ели, Иисус взял хлеб и благословив преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв чашу, и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя Новаго Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26-28).

По традиции все верующие в Великий Четверток (Воспоминание Тайной Вечери) причащаются Святых Христовых Таин.

JohnchrysostomСамый скорбный день – Великая Пятница (18 апреля). Именно в этот день произошло распятие Спасителя. Литургии не бывает, потому что Сам Господь принес Себя в жертву, а совершаются Царские Часы. На вечерне из алтаря выносят Плащаницу. Святыня находится посреди храма в продолжение трех (неполных) дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.

В Великую Субботу Православная Церковь воспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Христос положен был в новом гробе, в котором никто прежде не был положен, чтобы воскресение не могло быть приписано кому-нибудь другому, вместе с Ним лежащему; чтобы ученики, по близости этого места, легко могли прийти и быть зрителями случившегося и чтобы свидетелями погребения были не только они, но и враги. То, что положены были печати на гроб и приставлена стража из воинов, это действительно, с их стороны было свидетельством погребения, так как Христос хотел, чтобы и погребение Его было не менее достоверно, чем воскресение. Потому-то и ученики ревностно стараются доказать, что Он действительно умер. Воскресение Его было подтверждаемо всем последующим временем: между тем, если бы смерть Его в то время была скрыта и не сделалась совершенно известною, то это могло бы повредить слову о Воскресении».

Ежегодно при огромном стечении верующих в пещере Гроба Господня в Иерусалимском Воскресенском храме возгорается Благодатный огонь. Это является зримым свидетельством истинности христианской веры.

Rublev_soshestvie_vo_adВ Великую Субботу по окончании Литургии в большинстве храмов происходит освящение куличей, пасох и яиц.

«В этот день мы уже прикасаемся к тайне пасхальной ночи, к торжеству Воскресения, – говорит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. – Но Святая Суббота посвящена сошествию Христа во ад. Своей смертью, Своей жертвой Он искупил грехи всех людей, которые жили до Него и которые пребывали в шеоле, в аду, потому что над ними тяготел неискупленный грех. Совершив жертву искупления, Господь выводит праведников из места печали и скорби и принимает в Свое Царство. Спасительная жертва Ииисуса Христа распространялась не только на тех, кто совершал грехи до Его Воплощения, но и на Его современников и всех, кто будет жить после Пришествия в мир Спасителя. Искупление распространяется на весь человеческий род, на каждого человека, который через Крещение и веру обретает возможность войти в Царствие Божие, получить прощение грехов, потому что они уже искуплены драгоценной Кровью Спасителя».

В ночь с субботы на воскресенье совершается праздничная пасхальная служба. Воскресение Христово – это победа Господа нашего Иисуса Христа над грехом и смертью. Спаситель всем нам даровал Жизнь Вечную. Поэтому на Светлое Христово Воскресение радуются небо и земля, ангелы и люди:

«Христос воскресе! Воистину воскресе!»

Rublev_soshestvie_vo_ad
Johnchrysostom
Eierhaerten
57898
23-24апреля  2011 Пасха (0)
536px-The_Ladder_of_Divine_Ascent_Monastery_of_St_Catherine_Sinai_12th_century
575px-Вход_Господень_в_Иерусалим_XIV
Giotto_-_Scrovegni_-_-25-_-_Raising_of_Lazarus
Патриарх Саранск август 2012 (52)
26.04.2011 Ялга детдом (1)

Оставить ответ

Перейти к верхней панели