Князь Владимир и адмирал Феодор Ушаков — светочи земли Русской

Размещено Авг 7, 2015 в Избранное, Новости епархии, Новости Храма, Публикации, Свежие записи | 0 комментариев

Князь Владимир и адмирал Феодор Ушаков — светочи земли Русской

5 августа в Мордовии прошли торжества по случаю  1000-летия со дня преставления святого равноапостольного великого князя Владимира и дня канонизации святого праведного воина Феодора Ушакова в лике святых Русской Православной Церкви. Божественную литургию в кафедральном соборе святого праведного воина Феодора Ушакова возглавили Высокопреосвященнейший Варсонофий, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский,  и Высокопреосвященнейший Зиновий, митрополит Саранский и Мордовский.

Праздничное богослужение состоялось при большом стечении верующего народа и духовенства Мордовской митрополии. В этот день постарались прийти не только постоянные прихожане собора, но и многие жители республики, потому что святой праведный воин Феодор Ушаков является духовным покровителем нашей земли, а князь Владимир — крестным отцом многонациональной страны. По окончании Литургии Владыка Варсонофий обратился к собравшимся с пастырским словом. В частности, он отметил, что сейчас по всей земле Русской — от Сахалина до Калининграда — прославляется подвиг святого князя Владимира. «1000 лет назад, как писали летописцы, зашло солнце над Русской землей: почил от своих равноапостольных трудов великий князь Владимир. В этом году мы много говорим о значении его подвига. Действительно, Русская земля в то время представляла сплошное язычество. И вот нужно было князю Владимиру привести народ свой к истине Христовой. Когда он сам познал эту истину, он уже не мог оставаться равнодушным  к тому, как погибает его народ. В это время народы, населявшие нашу Отчизну, ничего не знали о пришествии в мир Господа нашего Иисуса Христа, хотя прошло 1000 лет с тех пор, как христианство начало шествование по всей земле. А у нас все еще поклонялись идолам, все еще обращали к ним свои взоры, молитвы, но не были утешены, потому что бесы никогда утешения не приносят. Тем не менее языческое поклонение продолжалось. И князь Владимир, движимый любовью ко Господу, проникся любовью к своему народу и привел его ко Крещению. И вот сегодня он шествует по всей нашей земле крестными ходами, богослужениями, призывает  нас  к тому, чтобы мы вернулись к вере отеческой и снова  стали строить Святую Русь – Русь, которая никогда не погибнет. Остальное строительство — временное, и все заканчивается прахом и пылью. Даже наше тело, как бы мы не старались его лелеять, кормить, поить, все равно превратится в прах. Только душа имеет вечное предназначение. И поэтому князь Владимир сегодня призывает нас подумать и позаботиться о своей душе. Я очень рад, что сегодня нахожусь в Саранске вместе с вами на этих торжествах, прославляющих великого князя Владимира», — сказал митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, управляющий делами Московской Патриархии.  Владыка Варсонофий  передал в дар кафедральному собору икону святого равноапостольного великого князя Владимира с надписью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Некоторые священнослужители удостоились наград. Среди них руководитель отдела по церковной благотворительности и социальному служению, отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами, правоохранительными органами и казачеством, финансово-хозяйственного отдела Саранской и Мордовской епархии протоиерей Андрей Копейкин. Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла батюшка награжден юбилейной медалью Русской Православной Церкви «В память 1000-летия преставления равноапостольного великого князя Владимира».

Высокопреосвященнейший Зиновий, митрополит Мордовский и Саранский, в своем поздравительном слове сказал: «Апостольское служение всегда сопряжено с непониманием. Как апостол Павел говорит, меня везде гнали, камнями побивали, в море тонул. И всегда это служение сопрягается с сопротивлением тех, кто погряз во грехах, страстях и пороках. Но христианство требует от человека подвига, и проповедь слова Божия – это есть равноапостольное служение. Вы, дорогой Владыка, посвятили несколько десятилетий своей жизни проповеди Христовой истины в Мордовии. Сегодня все мы собраны  в великолепных храмах, сонме священнослужителей. У нас митрополия состоит из трех епархий. И это есть плод Ваших первосвятительских усилий, трудов и подвигов. Поэтому, дорогой Владыка, можно смело сказать, что в Мордовии Вы также понесли равноапостольный подвиг. Мы сердечно благодарим Вас за то, что Вы приехали и согрели нас своей любовью, своей молитвой. Мы всегда рады видеть Вас. Весь народ, который видел и слышал Вас, продолжает любить и ждать. Я поздравляю Вас и всех тех, в кого Вы вдохнули слово Божией истины. Я всех сердечно поздравляю с праздником 1000-летия со дня преставления святого равноапостольного великого князя Владимира и желаю многая и благая лета».

Затем в Государственном музыкальном театре имени И.М. Яушева состоялся торжественный акт с участием Главы Республики Мордовия Владимира Волкова, Высокопреосвященнейшего Варсонофия, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского,  и Высокопреосвященнейшего Зиновия, митрополита Саранского и Мордовского. Гостям был показан анимационный фильм о князе Владимире и адмирале Феодоре Ушакове.

Рыцарские мечи пытались погубить наши христианские святыни, монголо-татарские орды хотели затоптать Русскую землю и поработить народ, польские интервенты сидели в Кремле и брали приступом Троице-Сергиеву лавру, но храбрые герои православного Отечества спутывали все планы захватчиков. Ввязавшись в войну, пришлые враги проигрывали и уходили с позором. Спрашивается, что же явилось источником непобедимости русского духа? Наши предки были сильны верой в Бога. Вот почему нам не стыдно глядеть в глаза собственной славной истории. Мы можем благодарить Бога за то, что имеем великое сокровище – христианскую веру. Углубляясь в «дела давно минувших дней», когда еще не было России на карте мира, начинаешь понимать, какую роль сыграл князь Владимир в судьбе  юной славянской цивилизации. На берегах полноводного Днепра, в лесной тиши, зарождалось будущее современной России. Практически ничего особенного не предвещало правление князя Владимира. Его матерью была Малуша – ключница княгини Ольги. Поэтому недоброжелатели часто называли Владимира сыном рабыни, хотя перед Богом все равны. Возможно, Малуша тоже исповедовала Христа и могла бы воспитать русского княжича в традициях Православия. Ведь тогда княгиня Ольга была первым правителем Киевской Руси, принявшим крещение, хотя ее сын Святослав (отец Владимира) был язычником и не собирался креститься. Николай Карамзин не случайно  святую равноапостольную княгиню Ольгу называл великим мужем русской истории, ибо эта женщина по зову сердца совершила великий подвиг на заре становления нашей цивилизации. И вдобавок, согласно летописи, она была грозна врагам родной земли. Вода, как известно, камень точит. Среди грубых язычников появились первые христиане и первые мученики-варяги. Сила Божия оказывала благотворное влияние: перерождала людей, способствовала духовному просвещению. Но пока это все не выходило за пределы княжеского дома, и народ продолжал поклоняться своим деревянным идолам.

Может быть, по данной причине не суждено было Малуше стать  любящей матерью. Ребенка у нее отняли, а воспитанием занимался дядя мальчика Добрыня Никитич. Он научил отрока Владимира военному искусству, правильно владеть мечом и уверенно держаться в седле. После убийства Святослава печенегами  на днепровских  просторах разгорелась княжеская междоусобица, и Владимир, спасаясь от неминуемой гибели, бежит вместе с дядей в теперешнюю Швецию, где собирает наемный варяжский отряд, чтобы вступить  в борьбу за киевский престол. Казалось бы, князь Владимир ничем не отличался от своих предшественников: много воевал, собирал разрозненные земли вокруг Киева. Так бы и прошла его жизнь, но случилось чудо: в 25 лет правитель Киевской Руси в Корсуне принял христианскую веру, что позволило впоследствии объединить разные племена в единое Русское государство и заложить национальную культуру.

«Восприняв веру из Восточной Римской Империи — Византии, Русь в полной мере приобщилась и к Божественному Откровению, и к величайшей культурной традиции своего времени, творчески восприняв и развив ее. Подобно равноапостольному царю Константину, князь Владимир не побоялся пойти наперекор воззрениям своей дружины и бояр — правящего класса Древней Руси, связывавшего языческие культы с властью, богатством, плодородием. Не устрашился он и гнева толпы, подстрекаемой жрецами и готовой совершать кровавые жертвоприношения. Как Моисей, услышавший призыв Господа «Выведи из Египта народ Мой» (Исх. 3:10), князь Владимир вывел Русь из языческого плена и поставил на светлую стезю исповедания Христа как Бога и Спасителя. Сей равноапостольный муж стал одним из тех, кто олицетворяет православный идеал праведной власти, руководствующейся подлинными ценностями, направляющей человека и общество к Богу, к жизни по Его заповедям. Креститель Руси, как мы знаем, заботился не только о благочестии новопросвещенного народа, но и о его образовании, о помощи нуждающимся», — написал в своем послании Святейший  Патриарх Кирилл в связи с 1000-летием преставления святого равноапостольного великого князя Владимира.

В непрерывных битвах строилась Святая Русь. Так, историк Василий Ключевский подсчитал:«На европейском фронте шла борьба со Швецией и Ливонией за восточные берега Балтийского моря, с Литвой — Польшей за Западную Русь. В 1492-1595 гг. было три войны со Швецией и семь войн с Литвой — Польшей совместно с Ливонией. Эти войны поглотили не менее 50 лет, следовательно, на западе в эти 103 года мы круглым счетом год воевали и год отдыхали». Вот в каких суровых условиях православная Россия отстаивала свою независимость и еще умудрялась развиваться. Наверное, ни одна европейская страна не находилась в таком стесненном геополитическом положении. Война отнимала и силы, и материальные средства, но верные сыны Святой Церкви продолжали созидать Отечество. Неудивительно, что святые люди на Руси — князь Владимир, князь Александр Невский, адмирал Феодор Ушаков, монахи — были первоклассными воинами. «С нами Бог!» — любил говорить князь Владимир Мономах. И сегодня мы тоже вспоминаем наших святых с молитвами и духовным подъемом. Десять веков назад преставился великий князь Владимир. Им начинается исторический путь Святой Руси. Обычно святую равноапостольную княгиню Ольгу называют матерью русского народа, а вот духовным отцом по праву можно назвать именно князя Владимира. Сергей Есенин писал:

Затерялась Русь в Мордве и Чуди,
Нипочем ей страх.

Поэт просто влюблен в Святую Русь:

Вижу вас, злачные нивы,
С стадом буланых коней.
С дудкой пастушеской в ивах
Бродит апостол Андрей.

Мордовская земля действительно является духовной колыбелью Московской Руси и Российской Империи. В дремучих лесах этого края молились Феодор Ушаков, Серафим Саровский и многие другие святые. В Болдине великий русский поэт Александр Пушкин написал большую часть своих произведений. Благодатная земля, словно земное тяготение, удерживает Святой Дух, а Пресвятая Богородица покрывает эту землю Своим честным омофором. Поэтому не существует пространственных ограничений: пусть князь Владимир жил в Киеве, но его дело продолжили другие Рюриковичи, перебравшись на Оку и Волгу.

На торжественном акте было сказано: «Жизненные пути князя Владимира и легендарного адмирала Феодора Ушакова стали символом нравственного очищения души, обретения духовной стойкости, воплощения чистой любви к Богу, Родине и всему многонациональному народу России».

Глава Мордовии Владимир Волков вручил священнослужителям республиканские награды. Церемония началась с грустного. Указом Президента России Владимира Путина за мужество, отвагу и самоотверженность, проявленные при исполнении служебного и воинского долга, орденом Мужества посмертно награжден Алексей Владимирович Большаков. 1 января 1995 года 18-летний младший сержант погиб при штурме Грозного.

Благодарность Главы Республики Мордовия была объявлена протоиерею Андрею Копейкину – председателю финансово-хозяйственного отдела Саранской и Мордовской епархии, настоятелю строящегося храма в честь святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских. При вручении награды было отмечено, что отец Андрей Копейкин много внимания уделяет подготовке и реализации программ, направленных на строительство и реставрацию храмов и приходов епархии.

Высокопреосвященнейший Варсонофий, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, вручил Владимиру Волкову икону святого равноапостольного князя Владимира, а за большой личный вклад в сохранение и развитие духовно-нравственных ценностей и традиций российского народа руководитель региона был удостоен юбилейной медали Русской Православной Церкви «В память 1000-летия преставления равноапостольного великого князя Владимира». Эту же награду получили председатель Госсобрания Республики Мордовия Владимир Васильевич Чибиркин, руководитель Администрации Главы Республики Мордовия Николай Сергеевич Крутов и председатель правительства Владимир Федорович Сушков.

По окончании торжественного акта состоялась церемония подписания соглашения о сотрудничестве между Мордовской митрополией и Республикой Мордовией.

Авель Комбаев

 

Просмотров (69)

468 ad

Оставить ответ

Перейти к верхней панели