Праздник единства всего народа

Размещено Ноя 4, 2015 в Избранное, Новости Храма, Публикации, Свежие записи | 0 комментариев

Праздник единства всего народа

3 ноября, в преддверии Дня народного единства, сотрудники Специального управления гражданской защиты ГУ МЧС России по Республике Мордовия встретились с иереем Николаем Овсянниковым, клириком храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Батюшка рассказал собравшимся об истории возникновения столь значимого для современного российского общества государственного праздника,установленного в память об освобождении Москвы народным ополчением от польских интервентов в 1612 году.  «Долгое время в России были разногласия, когда 12 лет назад был отменен  праздник 7 ноября, а взамен появился День народного единства. И до сих пор высказывания многих экспертов, общественных деятелей носят антироссийский характер. К сожалению, не все понимают, что именно мы отмечаем 4 ноября. Поэтому я и пригласил батюшку рассказать вкратце о Дне народного единства, объяснить, почему в этот день отмечается еще и церковный праздник Казанской иконы Божией Матери»,  — сказал депутат Госсобрания РМ, начальник Специального управления гражданской защиты ГУ МЧС России по Республике Мордовия Вячеслав Юрьевич Кормилицын.

Иерей Николай Овсянников в ходе православной беседы отметил, что данный праздник в первую очередь связан с набожностью многонационального российского народа, с людьми большого духа и огромной силы воли. Вопреки разрушительным силам, предательству и прогнившей атмосфере в разных слоях общества наши предки смогли выжить и на обожженной многочисленными войнами земле продолжили созидательный труд под руководством уже новой царской династии.

Отец Николай Овсянников сотрудникам спасательного ведомства зачитал поздравительный текст от председателя  Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами, правоохранительными органами и казачеством Саранской и Мордовской епархии протоиерея Андрея Копейкина:

«Дорогие братья и сестры!

Четыре столетия тому назад в России произошло  важное историческое событие, которое спасло  наше Отечество от  развала и захвата иностранными войсками огромной территории тогдашней Московской Руси.  4 ноября 1612  года народное ополчение под предводительством купца Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, тем самым они освободили от польско-литовских интервентов русскую столицу Православия. Так что же мы празднуем в этот день? Прежде всего, окончание Смутного времени – поистине ужасной эпохи, когда власть политически обанкротилась и не могла выполнять свои государственные функции в результате накопившихся проблем структурного масштаба, а простой крестьянский народ вместе с неравнодушными дворянами, казаками объединились во имя достижения одной величайшей цели – спасти Родину от неминуемой погибели, сохранить православную веру и национальное достоинство. Ведь какую цель преследовали иноземные захватчики? На протяжении всей нашей отечественной истории всегда кто-то пытался извне разрушить наши государственные основы, дестабилизировать политическую и экономическую ситуацию. Например, при святом благоверном великом князе Александре Невском рыцари Тевтонского ордена, воспользовавшись слабостью Руси вследствие монголо-татарского нашествия и установления ига, собирались окатоличить исконно русские земли и увести в рабство наших предков. И потом, когда московские князья продолжали собирать земли в единое сплоченное государство, проводя мирную колонизацию на Восток, наши предки вынуждены были защищаться. Только вдумайтесь в цифры. Известный дореволюционный историк Василий Ключевский подсчитал, что  с 1228 по 1462 год, за период, когда формировался великорусский народ,  наше Отечество вынесло 160 внешних войн. Только внешних, и это почти за два с половиной столетия! В шестнадцатом веке Русь 43 года воюет с Речью Посполитой, Ливонским орденом и Швецией, одновременно защищаясь от набегов татар. В семнадцатом веке Россия воюет 48 лет! В восемнадцатом веке Россия воюет 56 лет! То есть мы практически постоянно находились в состоянии войны с внешним врагом, чтобы выжить и воспитать последующее поколение. К тому же не следует сбрасывать со счетов и голод, и природные катаклизмы, сопровождавшие эту борьбу. Вот в каких спартанских условиях развивался российский многонациональный народ. Не случайно Александр Пушкин, проанализировав  суровые исторические условия, написал: «России определено было высокое предназначение. Её необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы; варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощённую Русь и возвратились на степи своего востока. Образующееся просвещение было спасено растерзанной и издыхающей Россией». Благодаря отваге наших воинов не смогли восточные племена захватить Германию, Францию, Польшу, Прибалтику. В то время  как мы сражались на Куликовом поле, решали казанский вопрос в своей внешней политике, в Европе в мирных условиях во всю процветал Ренессанс. Там культура была на подъеме, расширялись средневековые города, возводились величественные соборы, Леонардо да Винчи изобретал вертолет и дельтаплан, пулемет и даже автомобиль, предвосхищая технический прогресс. Голландские живописцы создавали свои гениальные шедевры, великий французский философ, математик  Рене Декарт получал первоклассное образование в Париже, а Россия продолжала быть щитом для европейской культуры. Разразившийся династический кризис после смерти трех сыновей Ивана Грозного и привел неустойчивое общество к Смутному времени. Можно сказать, что наша страна переживала наивысший момент своего разрушения. Как мы знаем, поляки вместе с самозванцами хозяйничали в самой Москве, шведы, выйдя из роли «союзников», разоряли северо — западные русские земли, не прекращались народные выступления. В этой мутной обстановке напряженного отчаяния и безысходности многие пытались поживиться, воспользоваться моментом и сделать себе карьеру. Мы знаем, что многие влиятельные бояре переходили в Тушинский лагерь на сторону Лжедмитрия II. Люди просто не знали, куда идти и что делать.  Поэтому некоторые из них поддержали в переломный для страны момент иноземную власть, пустили поляков в Первопрестольную. И Москва превратилась в кровавое поле ожесточенной битвы за будущее русской православной цивилизации. Общество разделилось на многочисленные толпы по собственным политическим интересам и стало разрозненной массой людей без духовного ориентира и ответственности перед Богом, законом. Казалось, пришел  конец  нашему государству, как это случилось с Византийской империей после падения Константинополя в 1453 году. И вот через 160 лет такая же трагическая участь подстерегала молодое, еще неокрепшее Московское Царство. Но у Господа ничего не бывает случайного. По Божиему Промыслу в этой гражданской смуте появляется человек, который вдохновил православный народ, Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского на защиту погибающего Отечества. О нем, как правило, говорят мало, даже 4 ноября. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл так описывает этого великого героя, мужественного представителя Православной Церкви: «В то время жил человек по имени Гермоген, Патриарх Московский и всея Руси, который не потерял никаких ориентиров. Он точно понимал, что происходит со страной и с народом. Несмотря на то, что его жизненная позиция, его отношение к оккупации, его отношение к тому, чтобы во главе страны стал иноземный государь, вошли в конфликт с тогдашней элитой российского общества и он оказался заточен в подвалах Чудова монастыря в Кремле, старец  Гермоген не был сломлен и не подписал никаких документов, которые могли бы авторизовать беспамятство русского народа. Он погиб — погиб от жажды, голода и холода. Но прежде чем умереть, он сумел обратиться ко всему нашему народу с воззванием встать на защиту Отечества, и вдохновленные именно его правдой, его словом русские люди объединились, создали ополчение Минина и Пожарского, пришли в Москву. И ведь в этом ополчении были не только православные люди — мы знаем, что были и татары-мусульмане, а мордва защищала ополчение с тыла, потому что грозила большая опасность нападения со стороны степи».

Благодаря священномученику Гермогену многонациональный народ поднялся на защиту Церкви и Отечества в Нижнем Новгороде, где сформировалось второе народное ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским и купцом Кузьмой Мининым. Посмотрите, на периферии, в лесной глубинке, еще были живы традиционные устои православной жизни, люди понимали, что западные захватчики преследуют только одну цель – уничтожение нас как независимой и полноправной цивилизации на политической карте мира. Никто не хотел видеть сильную Россию в концерте европейских держав. Ее выдавливали через посредников, поляков и литовцев, пытались  изолировать от моря с севера и юга. А в мордовских и нижегородских землях из уст в уста передавались боевые предания славной эпохи. Люди помнили, как их отцы и деды ходили в походы против Казани – оплота мусульман на Верхней Волге. Татары не давали возможность пройти русским на Урал и в Сибирь. И огромной ценой удалось успешно продвинуться на восточные территории, тем самым обеспечив государство природными богатствами для дальнейшего экономического развития. И люди, которые услышали воззвание Патриарха Гермогена,  знали не понаслышке, с каким трудом созидалось Отечество. Неужели все пропадет прахом: будут поруганы православные храмы, детей и женщин продадут в рабство на азиатских рынках, мужчин убьют, а Москву превратят в провинциальный городок — придаток западной цивилизации? Ведь в народной памяти хранилась история разорения богатейшего града Киева монголо-татарскими полчищами. Смерч Батыева нашествия сметал на своем пути в том числе процветающие города  Северо-Восточной Руси, меняя ход исторического развития русской цивилизации. Но люди помнили свою историю и решили воспользоваться последним шансом, и они пошли на Москву, чтобы спасти остатки былой военной мощи. А вера в Бога, любовь к своей родной земле и ненависть к чужеземной власти произвели  общенациональный духовный подъем. Поэтому ополченцы и взяли с собой чудотворный образ Пресвятой Богородицы, явившейся в Казани в 1579 году.

Тогда большая часть Казани, незадолго до того взятой войсками Ивана Грозного, сгорела в страшном пожаре. Среди погорельцев был стрелец Даниил Онучин. И вот его девятилетней дочери Матроне  во сне явилась  Пресвятая  Богородица, которая повелела  девочке достать на пепелище, среди руин, икону Божией Матери. Святыню спрятали православные жители Казани еще при татарском владычестве. Обретение этой иконы в 1579 году сопровождалось  многими чудесами.  Здесь интересно отметить, как действует Промысл Божий в нашей отечественной истории. Дело в том, что очевидцем  обретения иконы и совершавшихся от нее чудес был как раз казанский священник, будущий Патриарх Московский и всея Руси священномученик Гермоген, который  через несколько десятилетий очень активно из темницы призывал народ к освобождению Москвы от польских захватчиков. Как видим, духовные ориентиры не были утрачены в Смутное время. Разве можно победить такой народ? И вот ополченцы просят, чтобы им из Казани прислали чудотворный образ Божией Матери.  С этой иконой они пойдут освобождать Москву от польско-литовских интервентов. Перед решающей битвой ополченцы наложили на себя трехдневный пост и обратились к Господу и Пресвятой Богородице с молитвой о помощи. Молитва ополченцев была услышана Богом — 4 ноября 1612 года русские войска, наконец, освободили Москву от иноземных захватчиков.

В связи с этим и был установлен день празднования Казанской иконы Божией Матери. Из истории мы знаем, что чудотворный образ Казанской Божией Матери помог Кутузову выиграть Бородинское сражение. Именно перед ней молились наши воины, прежде чем началась Сталинградская битва.  Духовная связь времен не прерывалась даже в богоборческую эпоху.

Сегодняшний праздник — День народного единства — должен всем нам и подрастающему поколению напоминать о том, что мы имеем исторические корни, а православная вера породила национальный самобытный образ жизни, который отличается от западного, и мы не должны предавать свою историю ради каких-то текущих конъюнктурных интересов. Эпохальное событие четырехсотлетней давности еще раз напоминает нам о единстве Святой Церкви и общества в деле построения многонациональной православной цивилизации. Без веры в Бога нельзя рассказать историю наших предков, так  как они неразрывно были связаны с Православием. Да и сейчас совершенно естественно, что мы вспоминаем прошлое. Только на основании исторического опыта, приобретенного Россией в течение многих веков, мы сможем построить благополучное общество с сохранением традиционных духовных ценностей. И сегодня, дорогие друзья, в преддверии Дня народного единства, мы еще раз напоминаем себе, что свободы и права человека будут гармонировать с нравственностью только в том случае, если современное общество перестанет изменять собственному историческому коду, который был заложен нашими храбрыми предками. Пусть же весь драматизм Смутного времени послужит для нас назидательным уроком во имя будущего нашего великого Отечества, а Божия Матерь не оставит и покроет нас  всех Своим молитвенным Покровом!  С праздником, дорогие братья и сестры!»

 

В конце встречи депутат Госсобрания РМ, председатель Мордовской республиканской общественной организации ветеранов пожарных и спасателей, участник боевых действий в Афганистане генерал-майор в запасе Вячеслав Юрьевич Кормилицын горячо поблагодарил Высокопреосвященнейшего Зиновия, митрополита Саранского и Мордовского, руководителя Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами. правоохранительными органами и казачеством Саранской и Мордовской епархии протоиерея Андрея Копейкина за конструктивное сотрудничество и взаимопонимание.

Авель Комбаев

Просмотров (29)

468 ad

Оставить ответ

Перейти к верхней панели