«Спаситель для нас есть источник живой благодати, текущий в жизнь вечную»

Размещено Май 30, 2021 в Из жизни прихода, Избранное, Новости епархии, Новости Храма, Свежие записи | 0 комментариев

«Спаситель для нас есть источник живой благодати, текущий в жизнь вечную»

30 мая, в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне, благочинный церквей Юго-Западного округа Саранска и Лямбирского района, настоятель храма в честь святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, и храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерей Олег Копылов в сослужении иерея Николая Овсянникова совершил Божественную литургию в храме святых Мефодия и Кирилла. По окончании богослужения состоялся пасхальный крестный ход вокруг храма.

Протоиерей Олег Копылов поздравил верующих с воскресным днем и напомнил собравшимся о евангельском повествовании, которое читалось во время Литургии. Господь у источника повстречал женщину-самарянку. Кто такие были самаряне? Этот народ считался наполовину языческим, который возник в результате смешения евреев и переселенцев, не отрицавших своих идолов. Поэтому самарянка и говорит Спасителю при встрече у колодца: «Как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются» (Ин. 4: 9). Но мы знаем, что у Господа нет разделения между людьми. Хотя в Евангелии можно прочесть следующее: «Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 10: 5-6). В данном случае Господь предостерегает Своих учеников прежде всего от иудейских фарисеев и книжников, потому что они привели народ Израилев к погибели, а ведь наследники Ветхого Завета должны были первыми услышать Евангельское слово, и только потом, после Воскресения Христова, другие народы проповедничеством апостолов были обращены в христианство. И здесь необходимо обратить внимание еще на один интересный момент. Первые христиане не еврейского происхождения появились именно среди самарян. В Евангелии отмечено: «Так Филипп пришел в город Самарийский и проповедовал им Христа. Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса. И была радость великая в том городе» (Деян. 8: 5-6, 8).
Язычники с чистым детским сердцем восприняли слово Божие. Это прослеживается и при земной жизни Спасителя, когда Он рассказал нам притчу о милосердном самарянине, под образом которого подразумевается Сам Господь, давший израненным грехом людям Свою исцеляющую благодать. Кроме того, в этой притче заповедь о любви исполнил человек, не принадлежавший по крови иудейскому народу, который всегда считал себя богоизбранным.

Вот и сегодня мы снова вспомнили евангельское событие, повествующее о самарянке, уверовавшей в Мессию. Она подошла к колодцу, чтобы набрать воды. Та местность была гористой и засушливой. Когда-то эту землю купил Иаков. Он вблизи самарийского города Сихема и вырыл описываемый колодец. В этом тоже прослеживается живая внутренняя связь между ветхозаветным и новозаветным временами.
Самарянка, конечно, удивилась тому, что некий иудей спрашивает кружку воды у блудницы, да еще у язычницы. Для чего все это делает Господь? В первую очередь мы видим, что у Бога нет избранных. Его милосердие и любовь распространяются на всех людей независимо от принадлежности тому или иному народу. А то, что эта самарянка была блудницей, так как у нее было пять мужей и тот, с которым она жила в данный момент, был не муж ей, отнюдь не является каким-то обличением этой женщины. Ведь Господь пришел на землю к грешникам, ибо «все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3: 23). Поэтому Христос призывает грешников к покаянию, чтобы они переменились. В этой евангельской истории мы видим нечто другое: Господь, конечно, не мог призывать к покаянию самарянку, но Он, раскрывая прошлое этой женщины, приводит ее к истинной вере в Бога. Она сначала думает: «Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме» (Ин. 4: 20). Опять здесь человек пытается материализовать веру, увидеть какой-то храм, где можно заниматься богопоклонением. К сожалению, и мы, христиане, порой уподобляемся таким чувствам, находясь в материальном плену. Взываем Господа о помощи, при этом не думая совсем о воле Божией и о том, что Господу виднее, как мы должны сбросить греховные оковы, пройдя свой крестный путь. А как бы мы поступили на месте самарянки, когда бы услышали точные слова Господа о нашей прошлой жизни? Наверное, мы были бы тоже удивлены и захотели бы услышать пророчества о своем будущем. А вот самарянка не интересуется уже своими семейными проблемами. Она спрашивает Спасителя, где ей можно поклониться Богу. Оказывается, что для нее важнее вопрос о том, куда пойдет ее душа после смерти. Она хочет жить с Богом, и ее не интересуют пророчества о своем будущем в этой земной жизни. И Господь женщине отвечает: «Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин. 4: 23). Что означают эти слова? Христос объясняет всем нам, что мы должны понимать Бога на более высоком, духовном уровне в своей грешной жизни. Да, мы прикладываемся к мощам святых, ходим в храм, придерживаемся церковного устава, творим добрые дела, но есть ли во всем этом вера в духе и истине? Спаситель сказал: «Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4: 24). И чтобы обрести благодать этого Духа, мы должны приходить к источнику, который всегда находится рядом с нами. Именно через Таинство Евхаристии нам преподается величайший дар единения с Богом в предельно возможной степени в рамках нашего материального мира. Во время Причастия, сопереживая страстям Господним, мы получаем благодать Святаго Духа, через которую и познаем Бога. Спаситель говорит: «А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4: 14). Это и есть самое важное, что можно вынести из воскресного евангельского чтения. Господь собирает всех нас вокруг Своей Чаши, и каждый из нас призван к Спасителю своим путем, как это произошло с самарянкой у источника.

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Оставить ответ

Перейти к верхней панели